История развития теорий об эмпатии.
Сам термин пришел в научную психологию в начале XX века из филосо
фии словом " эмпатия',
Э.Титченер перевел немецкое слово- "вчувствоваться в … Он обобщил развивающиеся в философской традиции идеи о эмпатии с теориями вчувствования Э. лиффорда и Т.Липпса Затем термииом » эмпатия" Т.Липпс в своей концепции эстетического воспитания описывал процесс понимания произведений искусства.объектов пр ир оды, а позже и человека.
К настоящему моменту в отечественной психологии существует достаточно много обзоров литературы по проблемам эмпатии.истории развития представлений о ней в философии и психологии ( Борисенко.Гаврилова. Джркаэян и др.)
Обзорные работы по проблемам эмпатии изобилуют десятками определений и подходов к ее изучению,различают эмоциональную эмпатию,основанную на механизмах проекции и подражания моторным и эффективным реакциям другого человека.когнитивную эмпатию.базирующуюся на интеллектуальных процессах ( сравнение,аналогия и т.п и предикативную эмпатию »п роявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний,которые испытывает другой человек,через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмпатийных состояний по поводу чувств другого.
Предлагаются модели эмпатийного процесса. стадии.этапы,уровни.механизмы.Многозначимость термина " Эмпатия4 порой заставляет исследователей использовать более однозначные,по их мнению понятия п идентифи-
кация " сопереживание", "конгруэнтная эмпатия" и др.
Первоначальный смысл термина " Эмпатия" был буквальным. он означал процесс вчувствования.т.е. эмоционального проникновения в состояние другого.
В концепциях эмоциональной эмпатии ( Гавриловой Т.П Стрелковой Л.П. и др.) говорят о различных видах эмпатии,которые иногда интерпретируются как уровни эмпатии:
L Ответная эмоциональная
реакция по типу заражения,примитивная эмоциональная идентификация.
Z, Сопереживание и сочувствие как более сложнее формы сочувствия в эмоциях другого,разделения их.
Концепций чисто эмоционального понимания эмпатии в настоящее время немного. Они преобладали в зарубежной психологии до 40-х годов.
В советской психологии термин «эмпатия» был введен только в начале 70-х годов Т.П.Гавриловой. Специальные исследования её были посвящены роли эмоционального компонента в общении и социальном познании. В контексте целостного акта общения
Т.П. Гавриловой был изучен феномен эмпатии, как способности человека сопереживать, откликаться на эмоциональное состояние другого. Она выделила две формы эмпатии:
сопереживание ( низшую. первичную
форму) и сочувствие
( высшую форму).
Более непосредственной и более импульсивной формой эмпатии является сопереживание личностью чувствам человека, с которым она общается, более опосредованной раздумьями по поводу состояния другого человека и несущей в себе большое желание действенно помочь ему оказывается другая сторона эмпатии – сочувствие. Сочувствуя человеку ,личность осознает не только знак и модальность, но и содержание своего переживания. и свое отношение к объекту эмпатии ,а также и способ выхода из ситуации ,которую она наблюдает. Сочувствие, помимо его большой осознанности и обобщенности отличается от простого сопереживания ещё и большей инициированностью его мотиваций, за которой стоят усвоенные личностью нормы гуманистической по своей сути морали.
Очень часто роль эмпатии , в которой необходим интуитивно-эмоциональный элемент, оценивается невысоко и даже негативно. Иногда эмпатию расценивают, как «эффективное подражание».Отмечают ,что она может вызвать пагубные последствия, если она настолько сольется в своих чувствах, с другим, что утратит способность сохранять в то же время свое личное отношение к происходящему .Но человек никогда не станет раскрывать свой внутренний мир перед равнодушным наблюдателем. Необходимым началом процесса эмпатии является презумпция тайны. Но эмпатия не расшифровка подлинного содержания души
человека на основе результатов регулируемой деятельности ( совместный труд, учение, совместная игра, разговор).
В зависимости от того насколько велик и систематизирован опыт общения человека с другими людьми и насколько он сам сформирован как личность, образы, мысли и чувства, которые у него возникают, когда он пытается представить состояние другого человека, в различной степени соответствуют действительности.
В исследовании по проблеме общения и межличностного познания известного советского психолога А.А. Бодалева обнаружилось, что у лиц даже достаточно интеллектуально развитых и легко вступающих в контакт с другими людьми. Эмпатия может проявляться недостаточно ,и не у всех, и при этом может быть неадекватная оценка и понимание переживания тех, с кем они взаимодействуют.