История развития теорий об эмпатии.
И в то же время встречаются люди, обладающие ярко выраженной способностью проникать во внутренний мир другого человека, сопереживать ему, ставить себя на его место.
Современное состояние изучения проблемы диагностики и развития эмпатии. Что же происходит с понятием эмпатии по мере его утверждения в психологии. В 1934 г. в. одной из своих работ Дж. Мид дает определение эмпатии как способности принять роль другого человека. Постепенно акцент смещается с эмоциональной реакции на понимание другого определенным образом: через «воображаемое перевоплощение» .Интроспекция, принятие точки отсчета другого. (Банщиков В.М. .,Короленко Ц.П. ,Борисенко С.Б., Вербова и др.)
Процесс .понимаемый таким образом, уже не может быть чисто эмоциональный. К эффективному элементу здесь добавляется когнитивный, как реагирование чувствами на чувства к эффективно когнитивному процессу понимания внутреннего мира другого в целом.
Первоначальные экспериментальные исследования эмпатии и организовывались в рамках лабораторных и полевых экспериментов. Однако со временем схемы экспериментов стали критиковаться за их искусственность, за невозможность воспроизведения в специально конструируемых условиях всей полноты и тонкости процессов общения.
Новый импульс к развитию представлений об эмпатии и её исследований в последние десятилетия был дан гуманистической психологией, в первую очередь К. Роджерсом , эмпатия стала обсуждаться в контексте психотерапии, а вслед за этим в сфере реальной человеческой практики педагогического процесса семейной жизни и т. д. К. Роджерс определял эмпатию, как «способ существования с другим человеком. Это значит войти во внутренний мир другого и быть в нем как дома, это значит быть сензитивных к изменениям чувственных значений. Непрерывно происходящих в другом человеке, это означает временное проживание жизни другого продвижение в ней осторожно, тонко , без суждения о том, что другой едва ли осознает…». С точки зрения гуманистической психологии слушание с пониманием (слышание) лечит, а не объяснение, интерпретация как, например, в психоанализе.
Эту главную идею гуманистической психологии повторяет интерсубъективный подход в отечественной социальной психологии: понятие диалога как слушания – слышания, подтверждения ( Хараш А.Л.).
В последствии К. Роджерс распространил свое понимание эмпатии на другие сферы человеческого общения: учение – учитель ,ребенок-родитель и т. д .К. Родждерс говорит об эмпатии, как о важнейшей установке, свойстве фасилитатора / ведущего/. Фасилитатором. т.е. способствующим процессу / личностного роста, учения,общения/ может быть, по его мнению, не только психотерапевт, .но и учитель, родитель, супруг.
В сфере образования К .Роджерсом и его последователями проведены масштабные / 600 учителей,10000 учеников/ исследования ,показывающие роль эмпатии в обучении и воспитании.
Так у учеников учителей- фасилитаторов , демонстрирующих более высокий уровень эмпатии .по сравнению с детьми, обучающимися у "традиционных" учителей,наблюдалось:
1) меньше пропусков занятий в учебном году;
2) больше личностной автономности; меньше физической и вербальной агрессии;
3) более развитое "Я-концепция", более позитивное самоуважение,
4) более высокие академические успехи;
5) меньше дисциплинарных проблем;
6) меньше актов вандализма;
7) рост творчества в течении года;
8) большая спонтанность, свобода проявления, более высокий уровень мышления.
Опыт проведения психологических тренингов для учителей, школьных психологов, родителей , студентов , полученный многими практическими психологами, и , том числе
( Гипперейтер Ю. Б, Карягиной Г.Д., Козловой Е.И.) обнаружен важнейший психологический феномен, он состоит в том, что освоение казалось бы, внешних способов выражения эмпатии оказывается мощным средством , запускающим глубокие личностные трансформации самих участников тренинга, освоение эмпатической способности в конечном счете приводит к её личностному присвоению. Не всегда , однако, сама идея эмпатии и попытки освоения .этой способности связываются со специальными дополнительными личностными свойствами. Поверхностно понятая эмпатия только как манера поведения., как способ общения с партнером превращается в псевдоэмпатию этот термин введен группой психологов вышеназванных. Они наблюдали за работой учителей в школе и особенно часто там встречались с феноменов псевдоэмпатии. Возникла идея специального анализа и изучения случаев как истинной эмпатии, так и псевдоэмпатии.
Эмпатия важна для педагогов, чтобы проявить её в общении с учениками почувствовать
их и показать свои чувства
им. А.С. Макаренко по.