Работа над словосочетанием и предложением при обучении глаголу.
В работе над связным текстом построение предложений не может быть целью, оно скорее служит средством. Поэтому нужны специальные упражнения. Их цель – научить школьников строить предложения в соответствии с законами синтаксиса, с литературной нормой, разнообразить их структуру, расширять размеры, научить совершенствовать предложения, добиваясь их точности и выразительности.
Упражнения с предложениями могут быть разделены на три группы: упражнения на основе образца, конструктивные и творческие.
Упражнения на основе образца, или подражательные предполагают усвоение правильно построенных конструкций, понимание их внутренних связей и семантики, а также обучение школьников построению таких же или подобных собственных предложений.
Так при измерении множественного числа глаголов можно провести игру «Один - много»
Замените единственное число глаголов множественным.
Образец: Иволга свистит. – Иволги свистят.
Соловей поет. Сова кричит. Дятел стучит. Жаворонок звенит. Сорока трещит.
При этом заостряется внимание учащихся, что глаголы во множественном числе имеют окончания -ат (-ят) или -ут (-ют). Это упражнение является ступенькой к различению глаголов I и II спряжения.
В конструктивных упражнениях познавательная задача иная – построение предложений на основе усвоенных закономерностей. С помощью этих упражнений школьники учатся строить предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретически сведениями по синтаксису, а также на основе практически усвоенных связей. Школьники учатся также перестраивать предложения, расширять их, объединять 2-3 предложения в одно, заменять элементы предложений и тому подобное.
Например: Солнце светит. Солнце светит ярко. Летнее солнце светит ярко. Над головой ярко светит летнее солнце.
Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Умение строить предложения в свободных условиях, то есть без конкретного задания, свидетельствует о полном усвоении синтаксических форм, о сформированности механизмов речи. творческие упражнения особенно ценны в развитии речи школьников /13;с.58-71/.
Например: Вставьте нужные слова.
В апреле …… последний …… .
Из дальних стран …… …… .
Они …… свои гнезда.
Скоро …… …… .
Слова для справок: птенцы, вьют, птицы, появятся, снег, прилетят, тает.