Работа по развитию речи в связи с подготовкой к предстоящему сочинению.
Сочинения в школе занимают особое место: или в известной степени подчинены другие речевые упражнения.
СОЧИНЕНИЕ – творческая работа. Школьники любят сочинение, любят за его творческий характер, за то, что в нем можно привить самостоятельность, писать свое.
Готовясь к устному рассказу и письменному сочинению, школьники учатся:
понимать заданную тему или находить свою собственную;
подходить оценочно к материалу, выражать свое отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения, рассказа собственную позицию;
накапливать материал: наблюдать, выделять главное; осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения;
располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его;
отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст;
орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования;
обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное;
Сочинения как устные /то есть рассказы/, так и письменные различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку /14;с.114-116/.
Одна из основных задач предмета “Русский язык” – способствовать формированию и развитию у школьников устной и письменной речи. но как это делать?
И психологам, исследующими проблемы развития речи, и экспериментирующими учителями – практиками доказано, что ребенок осваивает культурную письменную речь именно тогда, когда он пишет самостоятельные творческие работы, “сочиняет”.
Не так продуктивны изложения, поскольку при таком виде работы ребенку в большей мере приходиться иметь дело с чужим текстом, чем со своим. К тому же необходимость излагать что-либо обычно ничем не мотивирована для ребенка. А собственное “сочинительство” мотивировано либо желанием рассказать что-то, чего не знают другие, либо потребностью “высказать себя”, либо стремление оставить запись “на будущее”, напоминанию самому себе о каком-то интересном событии. Чем раньше дети начнут сочинять, тем лучше /15;с.4/.
Эмоциональность младших школьников позволяет опираться на живое, непосредственное восприятие, на наблюдения, на жизненный опыт детей.
Писать хорошо можно лишь о том, что хорошо знаешь и что волнует тебя. Это же относиться и к устным рассказам. Поэтому важно, чтобы школьники, готовясь к сочинению, имели для него достаточно материала, чтобы они могли выбирать, свободно оперировать материалом.
Подготовка к “сочинению” как письменному, так и устному начинается за несколько дней до самого написания или рассказывания. Независимо от вида сочинения четко выделяются три этапа подготовки к нему:
накопление материала /наблюдение, экскурсии, походы, рассматривания картин, чтение художественных произведений/;
отбор и расположение материала /обсуждение, выделение важного, составление плана/;
словесное, речевое оформление, то есть составление самого текста, его запись, совершенствование, самопроверки и проверка учителем.
При развитии навыков культуры речи важно речевая подготовка текста, запись необходимых слов, орфографическая проверка и прочее, составление отдельных предложений.
Например, во время подготовки к письму сочинения по репродукции В.Васнецова “Богатыри” проводим лексико-орфографическую подготовку. Уточняется лексическое значение слов: вороной (конь), палица, кольчуга, щит, сбруя
Коллективно выделяются из текста опорные слова и словосочетания. Например: среди бескрайних просторов, богатырская фигура, с удивительной легкостью, палицу тяжелую, (конь) под стать богатырю, щит горит и переливается, драгоценными камнями, нарядная сбруя, сражается находчивостью и смекалкой.