Работа по развитию речи в связи с подготовкой к предстоящему сочинению.
Опорные слова учащиеся выбирают в процессе анализа текста.
Как автор передал мощь и силу Ильи Муромца?
Как подчеркнул богатое происхождение Добрыни Никитича?
Чем отличается Алеша Попович от Ильи Муромца?
Необходимо обратить внимание детей на то, что употребление всех опорных слов не являются обязательным. Который должен стремиться описать картину по-своему.
При изучении глагола в III классе проводится работа над сочинением, описанием /по картине/ .Такие сочинения допускают большую свободу в подборе материала и в его расположении. Ведь роль картины чрезвычайно велика в развитии речи учащихся.
Обучая детей письменному сочинению можно использовать вопросы, опорные слова, опираться на ранее описанные произведения писателей – классиков.
При изучении глагола мы составили текст-описание по репродукции картины К. Ф. Юона “Конец зимы . Полдень”.
Цель: развитие умения воспринимать картину описательного характера и создавать по ней текст, точно употреблять глаголы.
Знакомство с картиной (№487). Рассматривание. Обмен мнениями о картине в целом.
Беседа по содержанию картины.
Какую местность изобразил художник? (Видимо, это окраина деревни. За домом поднимаются невысокие холмы, поросшие лесом.)
Опишите подробнее. (На переднем плане деревянный дом. На крыше его еще лежит снег. От дома тянется забор. Он местами разобран. Около забора – поленница дров. Дом окружен высокими стройными березами. Немного дальше, в глубине поляны, видим небольшой домик …)
Прочитайте название картины.
Как художник сумел передать, что это действительно конец зимы, середина дня? (Все залито ярким солнцем. Сероватый пористый снег искриться. От берез протянулись длинные по-весеннему голубые тени. Лес на холмах потемнел. По краям дорожек видны проталины. На крыше дома снег тоже подтаял. Воздух прозрачный. Небо ярко-голубое. Такое небо бывает на пороге весны, в полдень).
Кто изображен на картине? (Мальчики внимательно смотрят на кур, которые, может быть, в первый раз после долгой зимы вышли на улицу).
Какие краски преобладают в картине? (Светлые: голубые и розовые).
Какое настроение она вызывает.
Обсуждение возможных вариантов начало сочинения и его структуры.
Как вы начнете сочинение ? ( 1. Картина К.Ф. Юона переносит нас на окраину деревни… 2. Яркий солнечный свет заливает заснеженную поляну, дома, лес на холмах. 3…)
Что вы будете описывать и в какой последовательности
Чем вы закончите сочинение.
4. Лексическая и орфографическая подготовка.
Лексическая работа проводиться фактически в процессе описания картины ( учитель помогает выбрать и употребить наиболее точные слова, обращает внимание на опорные слова в учебнике). На данном этапе урока уточняется их сочетание с другими словами и написание. Например: поднимаются поросшие лесом холмы. Тянется забор. Пролегли по-весеннему голубые тени. Снег подтаял.
5. Написание сочинения. Индивидуальная помощь учащимся.
6. Самопроверка.
В III классе впервые проводится урок обучения письму отзывов о прочитанной книге. Дети учатся писать простейшие заметки в газету, совершенствуют навыки написания писем.
Сочинения и рассказы являются наилучшим средством, которое оживляет уроки русского языка, увлекает учащихся, на деле показывает им богатейшие возможности языка и необходимость его тщательного изучения ради выражения своих мыслей и чувств.