Типы ошибок в употреблении глаголов.
В устной и письменной речи младших школьников встречается много недочетов, неправильностей. Неудачно выбранное слово, неверно построенное предложение, искаженное морфологическая форма – все эти ошибки называются речевыми.
В школьной практике ошибки получили название стилистических. Они делятся на речевые /словарные, грамматические и прочие/ и не речевые /композиционные, логические, искажение фактов/.
Речевые ошибки, в свою очередь, можно разделить на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксисо-стилистические.
На первом месте по частоте стоят лексико-стилистические ошибки.
Повторение одних и тех же слов, например: я шел по улице следом за мной шел старичок. По другой стороне шли дети.
Причины таких ошибок: во-первых, малый объем внимания пишущего. Ученик забывает, что он только что употребил слово шел и использует его вновь. Во-вторых, не владеет синонимикой.
Чтобы не было повторений в речи, учитель заостряет внимание детей на данные ошибки. Вместе с учащимися подбирают слова синонимы: двигался, проходил.
Употребление слова в неточном или в несвойственном ему значении, в результате непонимание его. Например, охотник “одел” /надел/ шапку и вышел.
Ошибки такого типа – следствие низкого общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря.
Детям объясняется как различать слова:
Надеть на себя (что?) пальто, шапку. Надеть (на кого? что?) на сестру плате. Одеть (кого? что?) братишку, одеть (чем?) одеялом.
Предлагаем для лучшего усвоения стихотворение Новеллы Матвеевой. ”Одеть, надеть … Два эти слова”.
Нарушение сочетаемости употребляемых слов: “Ветер постепенно “принимал силу” /надо: набирал силу/.” Коле “выдали” благодарность /надо: объявили благодарность/.
Причины ошибок данного типа: бедность фразеологии, малый языковый опыт, иногда влияние близких по смыслу и по составу оборотов речи.
Употребление слова без учета его эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски: “Он почувствовал, что утопает в болоте” /лучше тонет в болоте или его засасывает болото/.
Ошибки такого типа тоже связаны с недостаточным опытом языка, с отсутствием языкового чувства, с непониманием стилистической характеристики слова.
Употребление просторечных и диалектных слов и словосочетаний: “выстрельнул”, “поклал”, “ездиют”.
Подобные слова дети употребляют обычно под влиянием речи родителей, своего семейного речевого окружения.
Общий путь предупреждения ошибок: это языковый анализ текстов, выяснения значения слова именно в этом тексте, анализ речи и целесообразности именно этого, а не другого слова в этом тексте.
К группе морфолого-стилистических ошибок мы относим неправильное образование слов и особенно форм слова.
1.В начальных классах встречается детское словотворчество. Люди кинулись “потушать” / нужно: тушить/ горящие дома.
Ошибки данного типа требуют индивидуального разъяснения.
Образование просторечных и диалектических форм слов общелитературного языка: “они хочут ” и “он хотит” вместо литературной формы они хотят и он хочет.
Искореняются эти ошибки медленно, в результате многократных исправлений, разъяснений.
Пропуск морфем, чаще всего суффиксов: “выглядал” в окно /нужно, выглядывал – пропущен суффикс –ыва- /.
Для предупреждения ошибок, помимо общего языкового развития, нужна работа над дикцией, артикуляцией звуков.
Перейдем к ошибкам в словосочетаниях и предложениях – к синтаксисо-стилистическим ошибкам.