Типы ошибок в употреблении глаголов.

Нарушение управления: “Мы стали ждать приход поезда” /нужно: ждать прихода поезда/.

Глагольное управление не регулируется правилами. Дети усваивают его по образцам, в живой речи, в читаемых текстах.

Неудачный порядок слов в предложении: “Ракетодром согревает теплыми лучами солнце” / нужно: Солнце согревает теплыми лучами ракетодром/.

Причина ошибки в том, что ученик не проговорил предложение целиком, прежде, чем записать его.

Очень полезны для предупреждения подобных ошибок упражнения с деформированным текстом.

Употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах там, где следует употребить одно и тоже время, один и тот же вид: ”Надвигалась темная туча и полил дождь”.

Устраняются ошибки на основе смыслового анализа текста. Возможно также исправление ошибки учителем без комментариев.

Таковы основные типы речевых ошибок. Кроме речевых, встречаются неречевые ошибки – композиционные, логические, а также искажение фактов.

Таковы основные типы ошибок речи – ее формы и содержания. Здесь рассмотрены не все типы ошибок, а лишь те, которые встречаются чаще.

Рассмотрим ошибки, связанные с употреблением глаголов, которые выявлены при анализе устных и письменных работ учащихся /14; с, 148-155/.

Глагол хотеть, как известно, имеет в русском литературном языке такие формы настоящего времени: я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят. В речи попадаются такие нелепые выражения: “мы хочем” , “вы хочете ”, “они хочут”, “я хотю”, “он хотит”.

Без глагола идти ни обходится ни один человек, на какой бы ступени культурного развития он не находился. Типичной ошибкой здесь надо считать произнесение единственного и множественного числа 3-го лица с мягким окончанием. Так, например, можно услышать: “он идеть в школу”, “они идуть в кино”.

Часто встречается форма употребления глагола с приставкой при-: “я прийду”, “ты прийдешь”. Когда так говорят, забывают о том, что после приставки при-от слов иду, идешь, идет остаются лишь отдельные слоги -ду, -дет и, что грамотно произносить и писать надо: я приду, ты придешь, он прийдет.

Обратимся к глаголу бежать его правильное настоящее время может быть только таким: бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут и бегают. Вот каким искажениям подвергаются эти формы: “он бегит, мы бегим, бегешь, бегет, убег, сбег, выбег, бежи , бежите”.

Эти ошибки произошли под влиянием местного говора.

Глагол ехать пользуется особым уважением. Что только не делают с этой несчастной формой: “ездию, ездишь, ездиет, ехает” – вместо ехать, еду, ездить, езжу.

Много случаев ошибочного употребления глагола дать. Русский литературный язык признает только одну форму настоящего времени этого глагола: даю, даешь, дает,… Можно слышать: “я даваю”, “он давает”. Чего только не делают с глаголом дать. В магазинах не продают, а “дают”, приемы не устраивают, а тоже почему-то “дают”.

У глагола класть есть двойник, глагол положить, у них разные корни, но одно значение. Многие забывают, что у глагола класть нет приставки, а у глагола положить она имеется. Отсюда большое количество ошибок: “склал”, “поклал”, “складено, покладено” /вместо сложим, положил, сложено, положено/ и “ложил”, “ложили”, “ложим”, /вместо клал, клади, кладем/.

А если к глаголу класть добавить суффикс –ыва, то можно услышать такое: “выкладывать”, “накладать”, “докладать” /вместо докладывать, накладывать, выкладывать/.

Грубейшей ошибкой, связанной с употреблением глагола положить, следует считать распространенное среди учащихся произношение его без приставки по-: “ложи тетрадь” /вместо положи/, или “ложите” / вместо положите/.

Перейти на страницу: 1 2 3