Виды упражнений для овладения лексикой на уроках развития
VI. Составление словосочетаний, предложений по картинам может проходить в виде ответов на вопросы или постановки вопросов с использованием выделенного для работы словаря,, в виде придумывания названий к рисункам, составляющим сюжетную серию, а также в форме составления фразы из слов, данных вразбивку. Вариантом работы может быть выполнение пропущенного в предложении слова (последнее подбирается в соответствии с изображенным на картине).
VII. Составление (устно и письменно) текстов по картинам и опорному словарю; введение диалога, беседы по картинам и предложенным для использования словам. Наглядной основой могут служить диафильмы и натуральные предметы (описание, сравнение). Диалог и беседа могут быть построены так же, как и разговор о тех действиях, которые учащиеся выполняют в процессе оперирования с предметами.
VIII. Связной текст или диалог к картинам могут быть даны в готовом виде, но с пропущенными словами, которые учащиеся должны вставить. По серии картин «Охотник и собака» можно составить и записать на доске текст с пропущенными приставочными глаголами (вышел, подошел, перешел и т. п .). После беседы по содержанию картин специально привлекается внимание к особенностям слов, которые надо включить в текст (повторение).
IX. В подобных работах особенно отчетливо проявляется взаимосвязь между усвоением лексики и развитием речи в целом. Словарная работа в этих упражнениях выступает как одна из частей, обеспечивающих создание целого (текста, диалога).
Упражнения, выполняемые на отвлеченной (словесной)основе, могут быть классифицированы по форме, в которой предлагаются задания, и конечной задаче его выполнения. В зависимости от этого учащиеся оперируют отдельными словами (анализ, синтез, группировка), включают их в словосочетания, предложения, связной текст или составляют связные высказывания.
А. Упражнения, в которых исходным материалом служат изолированные слова или группы слов.
1. Подбор к данному слову других, родственных по словообразовательному признаку, тождественных по словообразовательной подели :
Малиновый - …, …, …; подбежал - …, …, … .
2. Образование на основе данных слов других, определенным типовым значением :
Чай – чайник ехал – переехал
…- … … - …
лимон – лимонный
… - …
3. Образование слов по данной приставке или суффиксу.
4. Нахождение (из числа данных) родственных по корню слов.
5. Образование слов от одного корня (с заданными приставками, суффиксами или их значениями):
маленький кто?
дом - … учить - …
6. Подбор к данным словам синонимов и антонимов.
7. Подбор произвольных слов парами по принципу сходства или полярности значений (внес, вкатил, …, …; въехал выбежал, …, …, вошел – вышел, …-…).
8. Подбор слов по их сочетаемости : к словам, обозначающим предмет, подобрать слова-признаки или глаголы; к словам, обозначающим действия, присоединить слова – предметы.
9. Различные виды классификации слов по разным признакам : по родовому признаку (распределить данные слова по группам : овощи, фрукты , посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные; посуда, столовая посуда, чайная посуда, кухонная посуда); по свойствам (по цвету, по вкусу, величине, размеру, материалу).
10. Исключение из данной группы слов , на обладающих общим признаком (9Какие слова лишние? - стол, диван, стакан, кровать , кресло, платье, стул).
Б. Упражнения в подборе учащимися слов по заданному признаку (вопросу, теме, модели).
1. Подбор к слову, обозначающему родовое понятие слова видового значения : Какая мебель есть в школьной библиотеке? Какие продукты продают в молочном отделе продовольственного магазина?
2. Слова видового значения подвести под родовое название (автобус, трамвай, такси - …).
3. Припомнить слова по теме (имеется ввиду тематика уроков развития речи).
4. Подбор возможных признаков, действий к предмету или, наоборот, с постановкой вопроса к словам.
5. Придумывание слов по заданному морфологическому признаку (придумать действия, названия, названия которых начинаются с приставки под-, придумать слова, имеющие общий корень чай-, лес- и т п ).
В. упражнения на использование слова в словосочетании, предложении и в связном тексте.