Виды упражнений для овладения лексикой на уроках развития
1. Составление возможных словосочетаний с данным словом, варьирование слов в словосочетании, перестройка словосочетаний при замене одного из слов производным (вошел в комнату – вышел - … … … .).Нахождение слов (из предложенной группы), которые могут сочетаться с данным : повесил … (картина, полотенце, стол, карандаш, зеркало).
2. Составление описательно-повествовательных предложений по данному слову из деформированной фразы ( по аналогии с конкретным образцом, по модели, схеме, вопросам).
3. Составление поручений , приказаний, вопросов, сообщений о выполненном задании с включением отобранных слов . Постановка вопросов к однокоренным словам (холод – холодный – холодно).
4. Восполнение пропусков во фразе (словам, морфемы).
5. Распространение предложения с использованием данных слов (например, прилагательных, наречий).
6. Нахождение в предложении или связном тексте слов по определенному логико-смысловому или словообразовательному признаку.
7. Варьирование подчеркнутых в данных предложениях или тексте слов, замена их синонимами, антонимами, словами с суффиксами и приставками.
8. Составление диалогов, рассказов, описаний по данным опорным словам.
Г. Лексические речевые игры :
«Кто больше придумает слов» (по заданной теме, признаку, составу).
«Кто покажет больше предметов» (относящихся к данной тематической группе).
Отгадывание загадок (по признакам или действиям назвать слово).
“Вертолина”. (На диске могут быть слова, буквы, морфемы. Задание : назвать слово, включающее, например, морфему, на которую указывает стрелка).
«Докончи фразу» (угадывание предмета в свертке).
Ролевые игры («В магазин», «В почту» и др.).
Лото.
Эти и другие игры и игровые приемы позволяют закреплять разнообразный лексический материал в занимательной форме как на уроках, так и во внеурочное время. Построены они могут быть как на материале отдельных слов, так и на фразах и диалогах. Ролевые игры способствуют включению словаря в самостоятельную речь.