Повышение эффективности формирования химических знаний школьников
Систематическое применение компьютера в учебном процессе является первоочередной задачей эффективного использования ПЭВМ в обучении.
Для определения эффективности разработанной методики использования обучающе-контролирующих программ с элементами моделирования по разработанному нами курсу химии был проведен сравнительный анализ выполнения контрольной работы по теме “Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье” (табл. 1 и схема 4).
Таблица 1.
оценка | экспериментальная группа | контрольная группа |
“отл” | 6 чел. - 20,7% | 4 чел. - 14,8% |
“хор” | 12 чел. - 41,4% | 8 чел. - 29,6% |
“удовл” | 11 чел. - 37,9% | 15 чел. - 55,6% |
“неудовл” | - | - |
Схема 4. Результаты выполнения итоговой контрольной работы в экспериментальной и контрольной группах
Показатели сформированности знаний о химическом равновесии.
Перечень знаний, которые должны были показать учащиеся при выполнении заданий:
- понятие химического равновесия,
- принцип Ле Шателье,
- способы смещения химического равновесия,
- умение применять знания о закономерностях протекания реакций для объяснения оптимальных условий осуществления химических процессов.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что, во-первых, учащиеся довольно быстро обучаются использовать компьютер в учебной деятельности. Во-вторых, использование информационной технологии позволяет повысить качество обучения, сделать его более полным, наглядным и доступным. Наличие устойчивой обратной связи в цепи “преподаватель-ученик” позволяет своевременно выявлять и устранять пробелы в знаниях учащихся, что способствует повышению успеваемости. Организация контроля с помощью предложенных нами обучающе-контролирующих компьютерных программ является достаточно эффективной, а сами программы соответствуют требованиям, предъявляемым к программному обеспечению. Разработанная методика их использования позволяет значительно повысить уровень успеваемости учащихся по химии за счет индивидуализации процесса контроля знаний.
Результаты педагогического эксперимента подтвердили справедливость гипотезы исследования и показали эффективность предлагаемого методического подхода применения информационной технологии обучения при его сочетании с традиционными средствами обучения.
Выводы.
Основные результаты исследования сводятся к следующему:
1. Уточнены понятия “поток учебной информации” и “информационная технология обучения”.
2. Определена роль и место использования информационной технологии в курсе химии, а также возможные варианты ее сочетания с традиционной технологией обучения при решении теоретических, практических и контролирующих вопросов курса.