Задачи, содержание и организация констатирующего эксперимента.
Рассмотрим теперь какие же качества считают необходимыми для профессии учителя студенты-выпускники педагогического вуза.
Наиболее умениями учителя они считают: знание предмета и методик их преподавания; постоянный анализ своей деятельности и самосовершенствование; знание потребностей и интересов учащихся.
Используя метод ранжирования, (смотри приложение) мы получили следующие результаты, которые можно отобразить в таблице.
Показатели |
% ответов |
Знание предмета |
83 |
Чувство такта |
65 |
Справедливость |
52 |
Уравновешенность. Чуткость. |
37 |
Терпеливость |
26 |
Доброжелательность |
21 |
Любовь к детям. Ответственность. |
17 |
Требовательность |
9 |
Вежливость. Общительность. |
6 |
Самообразование. Самовоспитание. Трудолюбие |
4 |
По полученным результатам видно, что предпочтение студенты- выпускники педагогического вуза отдают профессиональному компоненту. Это связано со спецификой их деятельности (обучение в вузе). Но различие в значении компонентов не велико.
По результатам теста № 3 мы можем сделать следующий вывод. Студенты-выпускники считают, что стилем взаимоотношений между учителем и учеником должен быть демократический стиль.
Рассмотрим теперь результаты исследования, в котором принимало участие 23 учителя г.Смоленска и Смоленской области. Для констатации фактов использовались те же методы, что и для студентов-выпускников педагогического вуза.
Проанализировав тест №1, можно сделать следующие выводы. Главными знаниями и умениями учителя считают:
-в любой ситуации помнить, что школьник это личность, беречь его достоинство;
-умение грамотно и правильно говорить, обладать богатым словарным запасом;
-умение доверительно и открыто общаться, вести диалог;
-умение держать дистанцию, не выходить за рамки роли учителя, не становиться на один уровень с ними;
-знание своего предмета и методики.
Используя метод ранжирования, мы получили результаты, которые отметим в таблице.
Показатели |
% ответов |
Знание предмета |
83 |
Любовь к детям |
76 |
Справедливость |
41 |
Чуткость. Умение общаться. |
38 |
Доброжелательность. |
36 |
Терпеливость. Требовательность. |
24 |
Ответственность. Чувство такта. |
21 |
Уравновешенность. |
18 |
Самовоспитание. Самообразование. |
12 |
Трудолюбие. |
3 |
Из таблицы видно, что учителя считают значимыми как профессиональный, так и личностный компонент педагогического авторитета, в силу специфики своей деятельности (обучение и воспитание детей).
По результатам теста №3, мы можем сказать, что доминирующим стилем взаимоотношений учителя и учащихся является демократический, наиболее приемлемый для педагогического авторитета. Но у некоторых учителей наблюдается комбинация авторитарного и демократического стилей. Это