Задачи, содержание и организация констатирующего эксперимента.
приемлемо, когда учитель применяет гибкие методы работы с учениками и ориентирован на демократический стиль.
Сравним полученные результаты с результатами исследования проводимого в течении 1994-2001г. на базе Ярославского государственного университета имени К.Д Ушинского. Общая выборка составила более пятисот человек. Испытываемыми являлись студенты стационара и заочники с педагогическим стажем от одного года и более. Эмпирические данные были получены с помощью комплекса методов- наблюдений, бесед, анкетирования, анализа школьных сочинений о первом учителе. Экспертам был задан вопрос о том, какие специальные знания и умения они считают наиболее важными для работы с учащимися младших классов. Полученные ответы представлены в таблице №1, (смотри приложение). Из показателей видно, что в категорию важнейших для первого учителя включили такие знания и умения, которые вполне можно характеризовать как специальные по существу или по способу их применения на практике, (умение общаться с детьми, умение организовывать детей). В месте с тем названы и некоторые общепедагогические знания и умения (методические, знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и др.). но специальная подготовленность учителя оценивается выше.
Интересно также мнение экспертов главных чертах характера, требующихся учителю-воспитателю начальных классов. Мнение дано в таблице №2 (смотри приложение). Согласно ранговой последовательности к главным отнесены такие черты характера учителя начальных классов, как доброта, терпение, внимательность, чуткость, правдивость, самообладание, требовательность и др. В целом перечень качеств оказался весьма длинным. И все названные качества являются действительно важными для успеха профессиональной деятельности любого учителя.
В заключительной части экспертам было предложено дать пять главных качеств необходимых учителю начальных классов. Данные вошли в таблицу № 3 (смотри приложение) из показателей таблицы видно, что введённое ограничение на перечень главных качеств позволило выявить наиболее важные с точки зрения экспертов качества учителя начальных классов. по общему числу полученных выборов можно составить следующую таблицу.
№ Ранга |
Показатели |
1 |
Любовь к детям |
2 |
Профессиональная подготовка. |
3 |
Терпение |
4 |
Доброта |
5 |
Педагогическое мастерство. |
Мы видим, что полученные результаты свидетельствуют о том, что для учителя начальных классов одинаково важны как личностный, так и профессиональный компоненты педагогического авторитета учителя.
Мы рассмотрим результаты еще одного исследования, в котором принимали участие учителя городских и сельских школ в количестве ста сорока человек, учащиеся педагогического института ста семи человек и методисты ИУУ в количестве двадцати двух человек. Полученные результаты были обработаны и представлены в таблицах № 4,5,6 (смотри приложение).
Рассмотрим полученные результаты. Выделим сначала отличия в характеристиках профессиональных значимых свойств личности учителя, данными тремя обследуемыми. Первое отличие состоит в том, что если “любовь к детям" у учителей стоит на втором месте, у методистов на третьем, у студентов она находится на шестом.
Другое профессиональное значимое свойство личности учителя “владения методикой преподавания” учителя поставили на пятое, учащиеся на восьмое, а методисты на второе место.
Если “справедливость” учащиеся поставили на втрое место, то у учителей оно заняло лишь пятнадцатое место.
Как у учителей, так и у учащихся можно было встретить в ответах такое свойство, как разумная требовательность – 8 % и 26% соответственно.
Все три группы обследуемых выделили следующие профессионально значимые свойства личности.
Место |
Показатели |
%ответов |
1 |
Знание предмета |
76 |
2 |
Любовь к детям |
35 |
3 |
Владение методикой преподавания |
31 |
4 |
Доброжелательность |
28 |
5 |
Умение общаться |
24 |
6 |
Любовь к своей профессии |
16 |
7 |
Интеллигентность, культура |
14 |
8 |
Умение учитывать психологические особенности |
13 |
9 |
Уважение к детям |
13 |
10 |
Ум, интеллект |
12 |