Проблемы связанны с процессами глобализации и интернационализации
С развитием процессов глобализации и интернационализации экономики и бизнеса перед высшим образованием встали новые цели - подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка. Интернационализация образования преследует различные цели: диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на платное обучение; расширение учебных планов и обучение своих студентов в зарубежных вузах-партнерах. Расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов. Повышения качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международной процессе обмена знаниями и др. Развитие международного межвузовского сотрудничества позволяет организовывать совместные исследовательские проекты, обменные программы для студентов и преподавателей, специальные программы для иностранных студентов. Большинство современных вузов вовлечено в международную деятельность, но это, как правило, наиболее простой, обыденный уровень интернационализации.
Самая известная форма интернационализации высшего образования - это мобильность студентов - увеличение числа студентов, обучающихся за границей. Большинство европейских стран имеют постоянный приток студентов из своих бывших колоний. Значительная часть молодежи из стран Латинской Америки стремятся получить диплом в университетах США и Канады. По данным ЮНЕСКО уровень международной мобильности студентов вырос за последние 25 лет на 300%.
Мобильность студентов стимулируется различными государственными и региональными программами. Студенческий обмен рассматривается как мощное средство развития общеевропейского рынка специалистов и квалифицированных работников. Помимо более или менее организованных схем студенческой мобильности, существует и спонтанное перемещение студентов вне программ.
Международная мобильность студентов является не только межконтинентальным, но и региональным явлением. Процесс интеграции региональных экономик стимулирует мобильность студентов, и в этом отношении такие международные соглашения, как NAFTA, ASEAN или АРЕС сыграли большую роль.
Постепенно потоки иностранных студентов стали восприниматься большинством принимающих стран больше как торговля, нежели помощь, поскольку во многих случаях иностранные студенты оплачивают полную стоимость обучения. Таким образом, причиной роста числа студентов, обучающихся за границей, все больше являются рыночные процессы, а не государственная политика или вопросы оказания.
Программы студенческой и преподавательской мобильности развивались с целью стимулирования интернационализации учебных планов, т.е. внедрения изменений в учебные планы сотрудничающих вузов и факультетов. Поскольку даже в объединенной Европе существует огромное
разнообразие национальных систем высшего образования, стремление денационализировать учебные планы и привнести в них общие европейские элементы могло быть реализовано только через проекты мобильности. Эти изменения встречали сопротивление отдельных вузов.
Самым сильным стимулом интернационализации программ обучения является все большее влияние международных профессиональных объединений. Быстрый рост международной торговли профессиональными услугами побудил представителей многих профессий организовать свою деятельность на международном уровне. Эти профессиональные объединения серьезно взялись за решение таких вопросов, как гарантия качества, минимальные стандартные требования, критерии профессионализма, аккредитация и т.д.