Система работы над изложением в старших классах специальной коррекционной школы.
Пониманию содержания способствовала большая словарная работа. Прежде всего, уточнялись значения отдельных слов и выражений путем подбора синонимов и словосочетаний. Школьники учились выбирать наиболее подходящие слова для выражения своих мыслей. Выяснялось, почему автор излагает содержание именно этими словами, а не другими, насколько точно слова автора передают характеристику героев, основную мысль произведения, какие образные слова использует автор для описания природы, места событий и т.п.
В некоторых случаях вводился устный пересказ текста по плану. Основная цель пересказа заключалась в закреплении правильной и последовательной передаче содержания, в использовании в речи вновь усвоенных слов и выражений, в выработке умения правильно строить предложения.
Обязательным во всех классах и на всех этапах работы являлось повторное чтение текста учителем, осуществляемое перед написанием самого изложения. Оно помогало учащимся восстановить в памяти текст во всей его полноте и последовательности, в целом глубже и точнее его воспринять. При повторном чтении не допускалась никакая аналитическая работа.
Для того чтобы школьники более грамотно оформляли изложения, проводилась специальная орфографическая подготовка. В данной работе мы не ставили своей задачей решать вопросы грамотного письма учащихся специальных коррекционных школ. Однако мы предусмотрели в подготовительных упражнениях специальные орфографические задания. Кроме того, при анализе текста на уроке трудные для написания слова были выделены и разобраны, некоторые записаны на доске. Ученикам разрешалось пользоваться орфографическим словарем и спрашивать написание слов у учителя. Все это должно было предупредить большое количество ошибок, которое обычно встречаются в письменных изложениях учащихся специальных коррекционных школ.
На проведение изложений отводится один час учебного времени. Внимание учащихся привлекалось к содержанию выбранного для изложения текста, у школьников пробуждался к нему интерес. Это помогало сознательному усвоению воспринятого материала.
Основная цель первого чтения заключалась в том, чтобы дать учащимся целостное восприятие содержания рассказа. Поэтому к первому чтению предъявлялись определенные требования. Чтение было достаточно громким и выразительным, не прерывалось объяснением непонятных слов и выражений, что рассеивает внимание учащихся.
В плане методической организации эксперимента нами проведены три варианта фронтальных занятий с учащимися 6-7 классов. В контрольных классах подготовка к изложению не осуществлялась и методика проведения уроков развития речи была традиционной.
Формирующий эксперимент проходил в Михайловской специальной коррекционной школе-интернате (с. Михайловское Алтайского края). В эксперименте участвовало по 10 человек 6-7 классов. Собрано и проанализировано 40 ученических работ. Перед проведением всех экспериментальных занятий на уроках русского языка организовывалась предварительная работа, которая заключалась в орфографической и стилистической подготовке учащихся к изложению. На проведение изложения отводился одни урок. Методикой предусматривалась краткая вступительная беседа, занимавшая не более 3-5 минут, обязательное повторное чтение текста учителем, после которого не проводилось никакой аналитической работы.