Понятие одаренности
в изоляции от мастера, вне педагогического руководства. Организованное введение и мастерство не только не подавляет творчески развивающуюся личность, но, напротив, поддерживает в ребенке веру в свои силы, в возможность достижения успеха, стимулирует 1 здоровое самолюбие и честолюбие. Вместе с тем ребенку, желающему преуспеть в развитии своего дарования, необходимо готовить себя к упорному труду. Жизнь и человеческая природа таковы, что успех и распнет способностей приходи! только к тем, кто готов к преодолению внешних и внутренних препятствий и трудностей. Дефицит талантов объясняется не оскудением человеческой природы, а отсутствием сильных натур, способных проявить мужество, упорство, настойчивость, жесткую самодисциплину в самообразовании и самовоспитании, в критическом переосмыслении общепризнанных догм, стереотипов, «незыблемых истин», в отстаивании нового.
Самостановление одаренной натуры, творчески мыслящей личности обусловлено также нравственно-психологической установкой, диктующей искать себе поддержку не столько в других людях и благоприятных внешних обстоятельствах, по прежде всего в себе самом, своем внутреннем духовном мире, исполненном верой в себя и свое призвание. Внутреннему духовному самоутверждению способствует сам процесс творчества, полностью поглощающий творящего, дающий ему высшее нравственно-эстетическое удовлетворение и наслаждение, возмещающий все издержки сурового отношения к самому себе. В результате талантливый ребенок становится привержен внутренним духовным ценностям, помогающим выдержать внешние невзгоды, подстерегающие талантливого чело-3 века повсюду.
Наряду со стимулирующими есть факторы, препятствующие, сдерживающие развитие одаренности в детях. Среди них не только отсутствие социально-материальной базы, поля проявления многообразной талантливой деятельности детей, их творчества, но и формализованные, автоматизированные и механизированные системы обучения. Отрабатывая навыки исполнительства, подражательства, репродуктивной деятельности, послушания, внешней дисциплины, добиваясь успеха в дрессуре, они в зародыше подавляют человеческую «самость», духовность, одаренность, талант, являющийся на свет божий во всей неповторимости как результат органического единства самоорганизации и творческой интеллектуальной свободы. Заорганизованностью, зашоршенностью методик обучения и воспитания объясняется неуспеваемость и плохое поведение на уроках одаренных детей. В нем внешнее инстинктивное проявление протест гибнущего таланта. Бездарность, отсутствие у ребенка интереса к самому себе—естественное следствие зачисления его в массу «неспособных», «бездарных» «хулиганов» и «дураков», в группу социально и психологически отверженных.
Развитие детской одаренности сдерживает и закабаленность значительной части детей духовно нищей, бездуховной массовой культурой, манипулирующей их чувствами и сознанием, превращающей их в пассивные объекты агрессивного воздействия. Негативно сказывается отсутствие психотерапевтической и психологической помощи школьникам в преодолении комплексов неполноценности, агрессивности, сексуальности, в развитии стремления сублимировать внутреннюю энергию в полезное творческое самопроявление.
Центральным в проблеме одаренности является вопрос о ее типах, силе и полноте проявления, а также об основных критериях талантливости. Типы одаренности детей весьма разнообразны. В целях определения, выявления типов одаренности необходимо тесное сочетание общеразвивающих и специальных упражнений. Существует несколько типов интеллектуальной одаренности. Рационально-мыслительный тип проявляется в наклонности ребенка к понятийно-отвлеченному, абстрактному мышлению, к различного рода теоретическим обобщениям. Такая способность преимущественно необходима ученым, политикам, экономистам, общественным деятелям — всем, чья профессия требует умения обобщать оперировать символами, делать обоснованный, взвешенный выбор в многообразных научных, хозяйственных, политических ситуациях и принимать ответственные решения. Абстрактному рациональному способу освоения реального мира противостоит образно-художественный мыслительный тип. Его отличительная черта — мышление образами, способность оперировать образно-зрительными, образно-слуховыми представлениями, создавать в воображении новые образные обобщения, конструкции, модели, комбинации из элементов звука, зрительного и словесного материала. Образное мышление широко используется в художественно-творческих, дизайнерских, конструкторских профессиях, позволяет эффективно выбирать оптимальные варианты для новых технико-технологических и художественно-промышленных решений, создавать оригинальные произведения искусства. Встречается и смешанный, рационально-образный тип одаренности, позволяющий ученому использовать воображение в научных открытиях и создавать художественные произведения, а художнику, писателю, композитору — ярко проявлять себя в качестве мыслителей: философов, историков, политиков, ученых, религиозных деятелей. Одаренность проявляется и в повышенной эмоциональной чувствительности одного человека к биополю другого. На этой основе развивается экстрасенсная способность отдельных индивидов активного воздействия на физические и духовно-психологические состояния людей. Такая одаренность чрезвычайно важна для врача, особенно психотерапевта, актера, режиссера, общественного деятеля, работающего с массами.