Государственная идеология реформирования национальной образовательной системы.
В целом образовательные реформы этого времени поражают своей масштабностью. Таких фундаментальных нововведений в образовании России еще не знала, ведь в процессе реформ организуются не просто новые типы образовательных учреждений, а разрабатываются новые принципы организации государственной системы образования – централизация и преемственность различных ступеней и форм образования. Предложенная система образования была достаточно демократичной, о чем свидетельствуют пункты о приеме детей «всякого состояния без разбору пола и лет», но именно это как раз и вызывало критику со стороны представителей официальной государственной педагогики.
Первые шаги правительства по реализации образовательной реформы имели демократическую направленность, но с 1813 г. Правительство меняет свою позицию в отношении сословной ориентации школы. С этого времени появляются запрещения, касающиеся свободного доступа крестьянских детей к начальному и среднему обучению. В Министерских документах появляются разъяснения по поводу крестьянских детей. В них говорится, что крестьяне не должны поступать в гимназии, потому что там обучаются большей частью дворянские и других лучших состояний дети, и, следовательно, не совсем прилично было бы принимать в гимназию господских детей, тем более, что для них достаточно учения, преподаваемого в уездных училищах. В 1827 г. Министерство законодательным актом подтвердило запрещение принимать крестьянских детей в гимназии. В заключении скажем, что реформа образования Александ-
ра I при том, что в системе образования был достигнут очевидный прогресс, носила незавершенный характер. Исходя из того, что иллюзорные идеалы в большинстве своем не были подкреплены конкретными практическими действиями, подавляющее большинство провозглашаемых целей обучения и воспитания, не получили реального воплощения. Таким образом, реформы образования первой четверти XIX века, как и множество других подобных преобразований в отечественной истории, носили незавершенный характер.
Дальнейшее развитие государственной образовательной системы полно сложностями и противоречия, противоборством сторонников классицизма и реализма, попытками прогрессивных деятелей утвердить светский, гуманистический, национальный характер ее основ и идеалов. Анализируя историю педагогики, М.И. Демков писал, «что никогда не было времени, чтобы государственная система образования работала без идеалов, но в различные времена и эпохи идеалы были разные. Менялись люди, менялись обстоятельства, являлись и иные задачи, иные идеалы». Царские правительство и высшие круги Министерства Народного Просвещения при разработке проекта реформирования государственной образовательной системы ориентировались на религиозные ценности, ортодоксальную церковно-клерикальную философию православия.
Официальная педагогическая мысль России имела в своих идейных основаниях русскую ортодоксальную православную философию, которая существовала и развивалась в России, начиная с понятия христианства. Видный теоретик ортодоксального православного воспитания Веденский отмечал, что теология представляет собой руководящий принцип педагогики, а идейным, философским наполнением педагогической теории должна стать не светская этика, а евангельские заповеди. Цели и содержание государственной образовательной системы должны основываться на основополагающих идеях Нового Завета - смирении, милосердии, покаяния и т.д. Эти идеи и были идеологической основой государственной педагогической теории классического образования, которая была представлена работами видных деятелей этого периода: А.А. Мусина-Пушкина, К.П. Победоносцева, Д.А. Толстого и др., которые через главный исполнительный орган управления образования - Министерство Народного Просвещения - определяли стратегию развития национальной системы образования. Однако, в исканиях педагогической мысли этого времени, французское влияние сменяется немецким. Как в педагогических идеях, так и в школьной практике России первой четверти XIX века чувствуется влияние немецкой педагогической теории, что нашло отражение в развитии идей педагогического классицизма.