Сущность полового воспитания
Половое воспитание
— процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола.
Сферу полового воспитания составляют не только такие специфические отношения между мужчиной и женщиной, как супружеские, но также и любые другие их
отношения — в общественной жизни, в труде, в отдыхе, т. е. любые взаимоотношения людей разного пола. Половое воспитание предполагает не только нравственное поведение взрослых, но также и нравственное поведение детей, которые должны быть правильно воспитаны и в половом отношении.
Цели и задачи полового воспитания полностью определяются интересами общества. Неверно было бы считать, что в сфере личной жизни человек находится вне общества. Ведь особенности каждого человека на индивидуальном уровне выражают особенности того общества, представителем которого он является. Поэтому тот, кто не может найти себя в общественной жизни, не может достаточно успешно утвердить себя и в семье, в так называемой личной жизни.
Ребенок развивается как личность в процессе деятельности; последняя представляет собой неразрывное единство. Однако здесь можно выделить специфические моменты. В плане способности преобразовывать мир (знания, умения, навыки) — это обучение, в плане способности к оценке общественного значения себя как действующей личности и конкретных своих действий (формирование нравственных понятий, определенное отношение к окружающим людям, к обществу в целом и т. д.) — это воспитание.
В воспитании можно выделить такие последовательно происходящие процессы (соответственно этапы):
1) восприятие и запоминание чего-либо;
2) осознание и переживание этого, выработка положительной или отрицательной оценки;
3) возникновение чувства личной причастности к этому, его личностной значимости;
4) формирование потребности действовать в определённом соответствии с этим личностно значимым;
5) наконец, невозможность поступать иначе.
Процесс обучения может и должен иметь последовательный характер: сегодня учим одному, завтра — другому. Таким путем можно осуществить программу обучения, выработать целостную систему знаний. Воспитание тоже происходит последовательно, но значительно труднее организовать воспитательную деятельность так, чтобы последовательно воспитывать одно качество личности за другим: здесь последовательность не всегда возможна — многое формируется одновременно, пусть и с разной эффективностью и скоростью. Если знание чаще напоминает цепь, последовательность, то личность — это, скорее, созвучие, гармония. Как раз в приложении к половому воспитанию это особенно актуально: есть определенное число людей, которые проявляют недостаточную сознательность именно в специфических отношениях с представителями другого пола, придерживаются других убеждений, чуждых коммунистической морали, хотя, казалось, в других отношениях это вполне достойные члены общества.
Основные качества личности, которые последовательно должны вырабатываться в процессе воспитания, можно отнести к двум взаимосвязанным направлениям: а) по их важности в общечеловеческом плане; б) по их значимости с точки зрения осознанной причастности ко все более широкой социальной группе — семье, коллективу, обществу в целом.
В отличие от обучения, воспитание требует значительно больше времени. Это и понятно, так как процессы, происходящие при воспитании, более глубоки. Поэтому после какого-либо воздействия на ребенка с воспитательной целью или события, имеющего воспитательное значение, может пройти значительное время, пока скажутся результаты воспитания. Следовательно, непосредственной обратной связи между воспитателем и воспитуемым нет, вернее, она срабатывает после довольно длительного латентного периода. Если ход процесса обучения сравнительно легко контролировать, то в отношении воспитания сделать это труднее, и поэтому результаты воспитания нередко сказываются значительно позже, и поэтому порой они оказываются неожиданными для родителей. Кроме того, качества личности по мере развития ребенка не просто складываются (т. е. развитие личности происходит не путем простого сложения качеств), а каждое качество совершенствуется, углубляется, как бы обновляется и заново перестраивается на всё более высоком уровне, образует с другими качествами новое и более полное созвучие.