Сущность полового воспитания

Для воспитания особенно большое значение имеет жи­вой пример, ситуации из жизни. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная си­ла изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искус­ственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспита­ния». Как справедливо отмечал М. М. Рубинштейн, «рас­считывать, что знание, обращенное всецело к рассудку, определит все поведение юного человека и осилит все страсти и инстинкты, по меньшей мере, наивно. Сильным фактором здесь может оказаться только то знание, кото­рое будет поддержано всеми нерассудочными силами, чувством, средой, интересами и т. д.». О недостаточности «хрупкой системы словесных раздражителей, дающих поверхностные теоретические познания без связи с эмо­циональной природой ребенка», писал и А. Б. Залкинд. Напротив, наглядность и живой пример весьма эффек­тивны.

Родители не должны злоупотреблять словом. Если ребенку к месту и без места читают нотации, делают на­ставления, дергают по любому поводу, слово теряет вос­питательную силу. Необходимо дать ребенку возможность переработать его смысл, а это возможно, в частности, в том случае, если таковой в слове есть. Но если даже этот смысл и есть, ребенок не имеет возможности для осу­ществления всех необходимых процессов переработки этого смысла (разумеется, это процесс неосознанный, он не подвержен влиянию волевых усилий), то возникает не­восприимчивость к слову. Это может происходить потому, что подавляются процессы, которые должны осуществ­ляться в психике вслед за услышанным и понятым словом.

Перейти на страницу: 1 2