Половое воспитание, его содержание
Обычно — хотя возможны самые различные варианты — дети начинают задавать вопросы об отношениях между мужчиной и женщиной примерно в возрасте от 4 до 6 лет. Не обманывайте их, отвечайте точно, кратко и правдиво. Даже если они ничего не поймут, важно, что они увидят наше желание объяснить им то, что их интересует. Подрастая, они будут понимать все больше и больше.
Мы сможем передать детям наше отношение к вопросам пола, нашу точку зрения и необходимые сведения только в том случае, если будет здоровой и нормальной эмоциональная атмосфера, в которой они растут. Вряд ли они станут прислушиваться к родителям и подражать им, если находятся в постоянном конфликте со взрослыми. А конфликт этот — и само половое воспитание — начинается не тогда, когда ребенок задает первые вопросы, а гораздо раньше, когда он еще и говорить-то не умеет, в младенчестве, — именно тогда устанавливаются наши отношения с ним. И нередко мы портим наши отношения, заставляя ребенка, есть насильно, допуская ошибки при пользовании туалетом, а этот момент особенно важен из-за глубокой внутренней связи между гениталиями (половыми органами) и органами очищения организма. Сексуальное развитие, иными словами, начинается не на пустом месте, а является составной частью общего развития ребенка, и все, что мы делаем для его улучшения, будет благотворно сказываться на нем.
Цель полового воспитания – овладение представителями подрастающего поколения нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов, воспитание у них потребности и стремления руководствоваться в этих отношениях нормами коммунистической морали. Это означает, во-первых, понимание человеком общественного интереса, который заключен в его взаимоотношениях с другим полом; во-вторых, умение находить правильное, в духе коммунистической морали, решение конкретных нравственных проблем, возникающих в сфере этих взаимоотношений; в-третьих, устойчивость к влиянию буржуазной идеологии, которая в сфере этих отношений навязывает подрастающему поколению сексуальную распущенность и потребительское отношение к другому полу, пренебрежение моральными ценностями.
Соблюдение норм коммунистической морали в сфере взаимоотношений полов способствует достижению таких важных для общества результатов, как: 1) высокий уровень духовного и физического здоровья граждан; 2) полноценная прочная семья, успешно осуществляющая задачи рождения нескольких детей и воспитания их достойными членами нашего общества; 3) благоприятная общественная атмосфера благодаря знанию гражданами специфических половых особенностей представителей другого пола (физических, психических, эмоциональных), способности и потребности их учитывать и уважать в процессе совместной деятельности.
Таким образом, интересы любого из граждан и общества в целом совпадают. И половое воспитание полезно как каждому отдельному человеку, так и всем вместе. Какую же конкретную пользу оно может принести?
Рассмотрим вопрос о сохранении здоровья граждан.
Здоровье — одна из главных ценностей человека, и его сохранение — важная общественная задача. Здесь мы касаемся лишь тех моментов сохранения здоровья, которые имеют непосредственное отношение к половому воспитанию.
Прежде всего — это профилактика венерических заболеваний. Следует подчеркнуть, что само по себе существование возбудителей сифилиса и гонореи есть первое, необходимое, но еще недостаточное условие распространения этих заболеваний. Второе условие — безответственность и неразборчивость в половых отношениях. Именно здесь основной корень зла. Порождается же эта безответственность низменным характером полового влечения, когда представитель другого пола воспринимается только как сексуальный партнер и никаких других требований к нему не предъявляется. Другие его качества не интересуют и не принимаются в расчет. Отсюда и случайный характер половых связей. Нередко попавший на лечение в вендиспансер пациент не в состоянии дать вразумительного ответа на вопрос: где, когда, с кем? Еще Шопенгауэр утверждал, что сама по себе половая потребность, в принципе, беспредметна и может быть удовлетворена на довольно обширном числе особей другого пола без особого отбора. И там, где эта половая потребность выступает в своем обнаженном, изолированном виде, там и человек, с которым происходит половое общение, есть лишь особь противоположного пола, и не более. Вся история культурного развития человека есть и постепенное усложнение, и одухотворение половой жизни. Распространению же венерических заболеваний способствует регресс человеческой социальности до уровня «человеческой зоологии». Как убедительно писал М. М. Рубинштейн, «разврат получается там, где «разлитость» и полнота полового чувства оказываются нарушенными, все добавочные, культурой и человечностью привнесенные стороны отпадают и обособляются и половое влечение оказывается оголенным, чисто животным; происходит рецидив, впадение человечества в данном своем сочлене в первобытно животное состояние».