Половое воспитание, его содержание
Знание и понимание специфических половых особенностей представителей мужского и женского пола, прежде всего, необходимы родителям и педагогам. Непонимание природы и значения этих особенностей приводит к неверным педагогическим решениям, что подрывает авторитет взрослых, внушает школьникам мысль об их несправедливости. Порой это приводит к углублению и закреплению конфликта в классном коллективе, иногда вплоть до разделения класса на группы, к обострению отношений между мальчиками и девочками. Напротив, умение педагога быстро и правильно разобраться в любом таком конфликте — основа их предупреждения.
Задачами полового воспитания являются:
1) воспитание убеждения, что в сфере наиболее интимных отношений с представителями другого пола человек не является независимым от общества, что невозможно полностью разделить отношения между представителями мужского и женского пола на «личные» и «общественные»; воспитание чувства социальной ответственности человека — ребенка, подростка, юноши и девушки — за каждый свой поступок;
2) воспитание стремления иметь прочную, здоровую, дружную семью, потребность иметь несколько детей, способность сознательно относиться к их воспитанию, расценивать это как свой долг перед обществом в целом, перед своими родителями и перед самими детьми;
3) воспитание чувства уважения к другим людям —не только как к людям вообще, но и как к представителям мужского или женского пола, способности учитывать и уважать их специфические интересы;
4) воспитание способности и стремления оценивать свои поступки в отношении других людей не только как людей вообще, но и как представителей определенного пола, выработать понятие хорошего и плохого поступка в сфере этих отношений;
5) воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других» людей, формирование убеждения о вреде ранних половых связей и недопустимости безответственности и легкомыслия в сфере отношений с представителями другого пола;
6) выработка критического отношения к пережиткам мещанской, буржуазной морали в сфере взаимоотношений мужчин и женщин, неверным установкам в отношении к другому полу — негативизму, потребительству, собственничеству, эгоизму и т. д.;
7) воспитание правильного понимания взрослости — ее содержания и истинных признаков.
Дошкольникам должно быть свойственно естественное доброжелательное, лишенное настороженности отношение к сверстникам другого пола, способность дружно играть вместе.
Для подростков должно быть характерно понимание специфических особенностей сверстников другого пола и сознательное отношение к ним, способность учитывать и уважать эти особенности во взаимоотношениях с представителями другого пола, способность к совместной деятельности на основе взаимоотношения и взаимного дополнения.
Содержание полового воспитания определяется его целями и задачами. В соответствии с ними можно выделить определённый круг вопросов, составляющих основные аспекты полового воспитания:
вопросы, связанные с половой принадлежностью ребёнка, её значением для него лично и для общества;
вопросы семьи и отношений в семье, их значение для ребенка и его родных, а также для всего общества;
вопросы появления ребенка на свет и преемственности поколений;
вопросы собственно половой морали;
вопросы половой гигиены.
Конкретно эти вопросы могут быть следующими: что было, когда ребенка не было на свете? Как и когда познакомились отец и мать? Каковы различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, в чем смысл этих различий? Должна ли быть разница в отношении мальчика к мальчикам и девочкам и, соответственно, девочки к девочкам и мальчикам, в чем она должна проявляться? Какие обязанности в семье должны быть у отца, матери, сына, дочери, в чем смысл этих обязанностей? В чем преимущества семейной жизни? Почему хорошо, когда в семье не один, а несколько детей,— чем это хорошо для родителей и для детей? И другие.