Отклонения в сексуальном развитии ребёнка
Что можно сделать, чтобы предотвратить или исправить какие-то крайности, которые могут возникнуть?
1. Не слишком усердствуйте, когда купаете ребенка, половые органы мойте как следует, но быстро. Если затяните мытьё, вызовите у ребёнка сильное возбуждение. Не проявляйте особого внимания к этой части его тела, иначе он тоже начнёт с растущим интересом относиться к ней.
2. Заметив, что ваш ребенок занимается мастурбацией, не отводите его руку, не угрожайте ему, не наказывайте. Лучше, если вы сделаете вид, будто вас нисколько не интересует его занятие, и непременно постарайтесь поступить так, чтобы он не почувствовал себя виноватым. Подобного рода комплекс вины может оказаться очень вредным и сильно помешает дальнейшему развитию его половой жизни, осложнив ее.
3. Постарайтесь понять, что именно в вашем по ведении вызвало у ребенка внутреннее напряжение. Многие дети находят в мастурбации краткое удовольствие и мгновенное расслабление, благодаря чему способны противостоять требованиям родителей, не выражая открыто свой протест. В таких случаях мастурбация становится для ребенка единственной возможностью получить удовольствие. Напротив, малыш, который имеет множество возможностей проявить себя, свои чувства и желания и у которого много интересов, обычно занят весь день, и маловероятно, чтобы у него укрепилась привычка заниматься мастурбацией.
4. Лучший способ избавить ребенка от подобной привычки — отвлечь его. Приведу характерный пример. Одна 5-летняя девочка, очень уравновешенная, начала ходить в детский сад. Спустя какое-то время воспитательница заметила, что во время тихого часа девочка занимается мастурбацией, и сообщила об этом матери. Та не проявила никакой тревоги и тем самым успокоила воспитательницу. Спустя день или два, разговаривая с дочерью о детском саде, мать спросила ее, как ей нравится тихий час.
— Раньше я не любила этот час, — ответила девочка, — а теперь люблю.
— Вот как? А что же ты делаешь в это время? - поинтересовалась мать.
Девочка объяснила.
—О, я лежу, вытянувшись на постели, и слегка щекочу себя.
—Зачем?
—Мне приятно.
—Ты права, — спокойно заметила мать и перевела разговор на другую тему.
Ответ девочки был честным и потому не заслуживал осуждения. Эпизод показал, что у родителей с дочерью были прекрасные отношения, и мать поступила очень мудро, прекратив разговор и не потребовав, чтобы девочка перестала заниматься мастурбацией. Поступи она иначе, от искренности в ее отношениях с матерью не осталось бы и следа. Однако на следующий день мать пошла в магазин и купила несколько игрушек. Утром, отправляя девочку в детский сад, она дала ей игрушку и сказала:
- Вот, поиграй с этой куклой во время тихого часа, если не сможешь уснуть, и увидишь, тебе будет не так скучно.
Для девочки оказалось приятной неожиданностью, что тихий час перестал быть скучным временем, она не только прекратила заниматься мастурбацией, но у нее появились новые интересы. От игрушек она перешла к рассматриванию букв на упаковках, принялась соединять их в слова и, наконец, невероятно, но факт, сама научилась читать, стала на тихий час брать с собой книгу и за год сделала большие успехи в чтении.
Позволю себе подчеркнуть в этой подлинной истории два момента. Первый — как легко сделать то, что нужно делать. Второй — когда поступаешь правильно, ситуация не только меняется в желаемую сторону, но достигаются и другие непредвиденные положительные результаты.
Если онанизму обычно уделяют неоправданно большое внимание, то такие патологические проявления сексуального развития, как агрессивность и жестокость, родители часто недооценивают. Относиться к ним следует с учетом степени их осознанности ребенком, возраста его и ситуации, в которой они проявляются. Маленький ребенок может быть жестоким, не имея об этом никакого понятия, в связи с недостаточным по возрасту уровнем развития, нередко из самых лучших побуждений, например, играя со щенком, котенком и т. д. Взрослые должны объяснить ребенку неправильность такого поведения, но не угрожать наказанием, а стремиться вызвать в нем сочувствие, внушить мысль о недопустимости по своей прихоти распоряжаться свободой, чувствами, здоровьем любого существа, делать из него игрушку. Уважение к людям должно прививаться ребенку наряду с уважением к любым проявлениям жизни, без деления их на «полезное» и «вредное». Уже к 3—4 годам нормальный ребенок должен иметь полное представление о том, что не всякое его действие по отношению к другим существам недопустимо.