Отклонения в сексуальном развитии ребёнка

Что можно сделать, чтобы предотвратить или испра­вить какие-то крайности, которые могут возникнуть?

1. Не слишком усердствуйте, когда купаете ре­бенка, половые органы мойте как следует, но быстро. Если затяните мытьё, вызовите у ребёнка сильное возбуждение. Не проявляйте особого внимания к этой части его тела, иначе он тоже начнёт с растущим интересом относиться к ней.

2. Заметив, что ваш ребенок занимается мастур­бацией, не отводите его руку, не угрожайте ему, не наказывайте. Лучше, если вы сделаете вид, будто вас нисколько не интересует его занятие, и непре­менно постарайтесь поступить так, чтобы он не по­чувствовал себя виноватым. Подобного рода комп­лекс вины может оказаться очень вредным и сильно помешает дальнейшему развитию его половой жиз­ни, осложнив ее.

3. Постарайтесь понять, что именно в вашем по­ ведении вызвало у ребенка внутреннее напряжение. Многие дети находят в мастурбации краткое удо­вольствие и мгновенное расслабление, благодаря че­му способны противостоять требованиям родителей, не выражая открыто свой протест. В таких случаях мастурбация становится для ребенка единственной возможностью получить удовольствие. Напротив, малыш, который имеет множество возможностей проявить себя, свои чувства и желания и у которого много интересов, обычно занят весь день, и малове­роятно, чтобы у него укрепилась привычка зани­маться мастурбацией.

4. Лучший способ избавить ребенка от подобной привычки — отвлечь его. Приведу характерный пример. Одна 5-летняя девочка, очень уравновешенная, начала ходить в детский сад. Спустя какое-то время воспитательница заметила, что во время ти­хого часа девочка занимается мастурбацией, и сооб­щила об этом матери. Та не проявила никакой тре­воги и тем самым успокоила воспитательницу. Спу­стя день или два, разговаривая с дочерью о детском саде, мать спросила ее, как ей нравится тихий час.

— Раньше я не любила этот час, — ответила де­вочка, — а теперь люблю.

— Вот как? А что же ты делаешь в это время? - поинтересовалась мать.

Девочка объяснила.

—О, я лежу, вытянувшись на постели, и слегка щекочу себя.

—Зачем?

—Мне приятно.

—Ты права, — спокойно заметила мать и пере­вела разговор на другую тему.

Ответ девочки был честным и потому не заслужи­вал осуждения. Эпизод показал, что у родителей с дочерью были прекрасные отношения, и мать посту­пила очень мудро, прекратив разговор и не потребо­вав, чтобы девочка перестала заниматься мастурба­цией. Поступи она иначе, от искренности в ее отно­шениях с матерью не осталось бы и следа. Однако на следующий день мать пошла в магазин и купила несколько игрушек. Утром, отправляя девочку в детский сад, она дала ей игрушку и сказала:

- Вот, поиграй с этой куклой во время тихого часа, если не сможешь уснуть, и увидишь, тебе бу­дет не так скучно.

Для девочки оказалось приятной неожиданно­стью, что тихий час перестал быть скучным време­нем, она не только прекратила заниматься мастур­бацией, но у нее появились новые интересы. От иг­рушек она перешла к рассматриванию букв на упа­ковках, принялась соединять их в слова и, наконец, невероятно, но факт, сама научилась читать, стала на тихий час брать с собой книгу и за год сделала большие успехи в чтении.

Позволю себе подчеркнуть в этой подлинной ис­тории два момента. Первый — как легко сделать то, что нужно делать. Второй — когда поступаешь пра­вильно, ситуация не только меняется в желаемую сторону, но достигаются и другие непредвиденные положительные результаты.

Если онанизму обычно уделяют неоправданно боль­шое внимание, то такие патологические проявления сексуального развития, как агрессивность и жестокость, родители часто недооценивают. Относиться к ним следует с учетом степени их осознанности ребенком, возраста его и ситуации, в которой они проявляются. Маленький ребенок может быть жестоким, не имея об этом никакого понятия, в связи с недостаточным по возрасту уровнем развития, нередко из самых лучших побуждений, на­пример, играя со щенком, котенком и т. д. Взрослые должны объяснить ребенку неправильность такого пове­дения, но не угрожать наказанием, а стремиться вызвать в нем сочувствие, внушить мысль о недопустимости по своей прихоти распоряжаться свободой, чувствами, здо­ровьем любого существа, делать из него игрушку. Ува­жение к людям должно прививаться ребенку наряду с уважением к любым проявлениям жизни, без деления их на «полезное» и «вредное». Уже к 3—4 годам нормаль­ный ребенок должен иметь полное представление о том, что не всякое его действие по отношению к другим существам недопустимо.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5