Разработка в педагогике проблемы целей воспитания
Подобную же мысль высказывал А.С. Макаренко. Он подчёркивал, что воспитатель должен уметь проектировать личность воспитанника. Но чтобы проектировать личность, нужно хорошо знать, какой она должна быть и какие качества у неё нужно формировать.
Абстрактно – философский подход к определению целей воспитания в различные периоды развития общества.
Вопросы целей воспитания, так или иначе, разрабатывались в педагогике с давних времен. В рабовладельческую феодальную эпохи правящие классы откровенно приспосабливали воспитание и его цели к своим интересам и использовали их для укрепления своих привилегий, то иначе начало складываться положение в дальнейшем. В борьбе с феодализмом в обществе широкую популярность приобрели вопросы свободы, равенства и братства между людьми и необходимости воспитания человека вообще, подготовки его к обеспеченной и счастливой жизни. К тому же долгое время разработка целей воспитания осуществлялась на абстрактно – философской основе, что не всегда требовало их точного и научного обоснования. В своё время немецкий педагог В.Рейн (1847 – 1929) писал о том, что «воспитание должно вырабатывать из воспитанника истинно хорошего человека, умеющего с пользой работать для своего народа, человека добросовестного и искреннего…»
В подобном же плане высказывался и известный педагог и психолог Эдвард Торндайк « Воспитание в целом, - отмечал он, - должно развивать в человеческом существе благожелательность к людям…Эти цели воспитания вообще – доброжелательное отношение к людям, устранение полезной и счастливой жизни, стремление к благородным, чистым наслаждениям – это в то же время и в частности конечные цели школьного воспитания».[3]
Во второй половине 19 и в начале 20в. в западной педагогике складывается теория «свободного воспитания», в основе которой лежала выдвинутая ещё Руссо идея о якобы природном умственном и нравственном совершенствовании ребёнка. Её создатели Э. Кей, К.Н. Вентцель, М. Монтессори и др., также не призывали, социальных основ формирования детей в качестве целевых установок воспитания считали развитие спонтанно проявляющихся интересов и склонностей детей, обеспечение им полной, ничем не ограниченной свободы и невмешательства в их формирование., Эта теория исходила из необходимости ставить в центре воспитания следование за интересами и влечениями детей, поэтому она получила название педоцентриской.
Социально – экономическая обусловленность одностороннего воспитания в эпохи домашнего производства и зарождение идеи о всестороннем развитии личности.
Воспитание стало характеризоваться дуализмом (двойственностью) и односторонностью. Сущность дуализма заключалось в том что, имущие и неимущие классы получали совершенно, различное воспитание, причем как для тех, так и для других оно было односторонним. Представители аристократической верхушки общества получали преимущество интеллектуальное, военно-гимнастическое и эстетическое воспитание, оторванное от физического труда. Воспитание же низших сословий и классов ограничивалось главным образом подготовкой к физическому труду, выработкой практических умений и навыков и фактически не связывалось с умственным и эстетическим воспитанием. Именно рабство явилось основой для рассвета античной науки и культуры. Вот почему не случайным является то, что многие научные идеи, различные виды и жанры литературы и искусства, а также физическая культура ведут своё происхождение из Древней Греции. В античной Греции зародилась формула «калокагатии» или «калокагахии», которая получило начало разработке в педагогике идеи о всестороннем и гармоничном развитии личности. В период средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. В соответствии с господствующей в этот период идеологией на первый план в воспитании стала выступать проповедь религиозного аскетизма. В эпоху возрождения идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Но она трактовалась только как освобождение человека от идеологических и политических око феодализма.