Методика работы с детьми по развитию мелкой моторики пальцев рук.
В России также известно много игр, подобных «Сороке – Белобоке». Например, игра «Пальчики в лесу»:
Раз, два, три, четыре, пять Взрослый держит перед собой левую руку
ребенка ладонью к себе.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел, Загибает мизинец.
Этот пальчик чистить стал, Загибает безымянный палец. Фотограф Новосибирск свадебныи фотограф.
Этот резал, Загибает средний палец.
Этот ел, Загибает указательный палец.
Ну, а этот лишь глядел! Загибает большой палец и щекочет ладошку.
Имеется большое количество не только русских, но и украинских, болгарских и т.д. пальчиковых игр. Очевидно, люди, наблюдая детей, обратили внимание на то, что движения пальцев благотворно отражаются на развитии речи и других психических процессов. Вот, например, очень хорошая болгарская игра :
Пальцы обеих рук складываются
кончиками вместе.
Кто приехал? Быстро хлопает кончиками больших
пальцев.
Мы, мы, мы! Кончики больших пальцев прижаты
друг к другу, а кончики остальных
пальцев одновременно быстро хлопают.
Мама, мама, это ты? Хлопает кончиками больших пальцев.
Да, да, да! Хлопают кончиками указательных
пальцев.
Папа, папа, это ты? Хлопает кончиками больших пальцев.
Да, да, да! Хлопает кончиками средних пальцев.
Братец, братец, это ты? Хлопает кончиками больших пальцев.
Да, да, да! Хлопает кончиками безымянных
пальцев.
Ах, сестричка, это ты? Хлопает кончиками больших пальцев.
Да, да, да! Хлопает мизинцами.
Все мы вместе, да, да, да! Хлопает всеми пальцами.
На основе народных пальчиковых игр были разработаны комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи для логопедических групп ДОУ. Каждый комплекс разучивается в течении одной недели, затем включаются следующие. Каждый комплекс состоит из 5 упражнений и одной потешки. Сначала делаются упражнения, потом потешка с движением обеих рук одновременно.
1-й КОМПЛЕКС
1. Ладони на столе ( на счет «раз-два» пальцы врозь – вместе.)
2. Ладошка – кулачок – ребро ( на счет «1 – 2 – 3».)
3. Пальчики здороваются ( на счет «1 – 2 – 3 – 4 – 5» соединяются пальцы обеих рук : большой с большим, указательный с указательным .)
4. Человечек ( указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки бегают по столу.)
5. Дети бегут на перегонки ( движения как в 4 упражнении, но выполняют обе руки одновременно ).
ПОТЕШКА « ПАЛЬЧИК – МАЛЬЧИК »
Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Логопед показывает большой палец и как бы обращается к нему, затем прикасается его кончиком к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного.
2-й КОМПЛЕКС
1. Коза ( вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, а затем левой руки )
2. Козлята ( то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук ).
3. Очки ( образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их ).
4. Зайцы ( вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и средний соединить ).
5. Деревья ( поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы ).
ПОТЕШКА « БЕЛКА »
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки :
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Логопед и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
3-й КОМПЛЕКС
1. 1.Флажок (большой палец вытянуть вверх , остальные соединить вместе).
2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).