Как помочь ребенку овладеть навыком письма.
Освоив швы, ребята могут осваивать шитье. Координация и точность движений развивается у ребенка в процессе пришивания пуговиц. Затем дети осваивают шов «через край». Этим швом они могут сначала обшивать кусочек картона (открытку). Вначале взрослые могут наколоть ряд отверстий по контуру, чтобы дети освоили способ действия с иглой, затем шов выполняется самостоятельно.
Все виды швов дети сначала проделывают в воздухе, т.е. имитируют соответствующее действие руки, а затем действуют и иголкой с ниткой.
Детям поначалу трудно бывает научиться завязывать узелок на нитке. Обучают их этому с помощью подводящих движений : скатывание бус из бумаги, запуск маленьких игрушек волчков с помощью пальцев. Запуск волчка требует характерных скатывающих движений пальцами, близких к созданию узелка на нитке.
2.
Развитие пространственной ориентировки и чувства ритма.
Письмо связано с умением ребенка свободно ориентироваться на листе бумаги. Поэтому в старшем дошкольном возрасте воспитатель уделяет значительное внимание развитию пространственных ориентировок. Дошкольники должны уметь различать правую и левую руку и соответствующие направления движений или расположения предметов.
Специально проводятся упражнения для ознакомления детей с тетрадью (со страницей, расположением строк, с листом в линейку и клетку). Такие выражения : «верхняя строка», «нижняя строка», «верхний правый ( левый) угол», «нижний правый (левый) угол», «середина страницы», «первая, вторая строка» и т.д. должны быть хорошо знакомы будущим школьникам. Для закрепления этих выражений и пространственных ориентировок используются игры-соревнования
, когда одновременно к доске ( к двум «полям» ) выходят по два ребенка – представители двух команд, например команда тигров и команда слонов. Воспитатель отдает приказы – задания на перемещение животных, и каждый ребенок старается быстрее поставить свою фигуру ( слона или тигра ) в нужное место. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание. Игры с пространственной ориентировкой часто включают в себя различные графические задания ( закрашивание или обведение клетки, зарисовка геометрических фигур и т.д. ), требующие умения не только следовать заданному пространственному расположению, но и точно подсчитать клетки, расстояния между фигурами.
Для развития способности ориентироваться в пространстве можно использовать «Графический диктант»(по Эльконину). Взрослый говорит ребенку : « Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого надо внимательно слушать меня. Я буду говорить, в какую сторону вести линию и на сколько клеток. Когда проведешь, жди, пока я не сообщу, что рисовать дальше. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.
1. Начнем рисовать первый узор ( рисуем на бумаге в клетку ). Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию : одна клеточка вниз, не отрывай карандаш от бумаги. Теперь клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна – вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна – направо. Одна клетка вниз ».
Дальше ребенку предлагается самостоятельно дорисовать узор до конца строчки. ( Если не получится, необходимо разобрать узор, объясняя еще раз закономерности ).
2. Ребенку предлагается поставить карандаш в точку ( которую поставил взрослый ) и диктуется следующий узор : « Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо ». Дальше ребенок продолжает самостоятельно.
3. « Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки направо. Три клетки вверх ». Дальше ребенок продолжает самостоятельно.
4. « Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх ». Дальше ребенок работает самостоятельно.