Использование средств обучения в кабинете иностранного языка.
По мнению Р. С. Ржевского, установленный в классе Интернет делает процесс обучения более привлекательным. Учащиеся получают неограниченный доступ к интересным страноведческим материалам, которые выгодно отличаются от статичных устаревших текстов в учебнике. Если традиционный материал статичен, то в компьютере он подается с помощью аудио и видео. Упражнения подходят для самостоятельной работы учащихся, так как в виде помощи им предлагаются таблицы. Компьютер помогает исправлять ошибки, так что учащиеся не боятся их совершать. Он их не подгоняет, а терпеливо ждет.
Из опыта работы, например, учителя Е.А. Куликовой: «Благодаря электронной почте учащиеся могут общаться со своими сверстниками в любых странах. Они расширяют свой словарный запас, улучшается орфография. Наиболее положительным в использовании Интернета является его информативность, а так же самостоятельность в выборе материала…».
Да, компьютер - современное средство обучения. Только вот не в каждой школе есть компьютерный класс, а многие дети даже не знают как пользоваться компьютером. Чтобы изучать иностранный язык при помощи компьютера, для начала надо изучить информатику. По этому компьютер в кабинете иностранного языка на сегодняшний день может считаться роскошью, но в будущем, возможно, войдет в использование в кабинет иностранного языка как лингафонное оборудование.
При обучении иностранному языку большую роль играет использование различных наглядных пособий: рисунков, картин, схем, таблиц, фотографии, которые вносят разнообразие в учебный процесс, делая его более интересным. Известно, что хорошо продуманная схема позволяет легче и быстрее увидеть суть изучаемого предмета, одномоментно получить синтетическое представление о нем, охватить все элементы в их целостности. «Схема, - писал Л.Н. Гумилев, - целенаправленное обобщение материала. Схема – это скелет работы, без которого она превращается в медузу…». Они призваны облегчить учащимся процесс овладения иностранным языком, сиять различного рода сложностями. Принцип построения таких опорных схем прост, по мнению Р.М. Карповой. Каждая геометрическая фигура у нее обозначает определенную часть речи и имеет свой постоянный цвет. Например, красный треугольник с начальной буквой в центре обозначает глагол, слегка вытянутый треугольник – инфинитив. Модальный глагол обозначается при помощи заштрихованного треугольника и так далее. Остальное изображается рисунками или наклеиваются картинки из старых журналов. Все эти опоры после предъявления объясняются учащимся. С ними проводится определенная работа.
А учитель М.И. Шамушкина использует специальные карманы, которые крепятся к доске с помощью шурупов. Карманы предназначены для хранения и использования в нужный момент визуальных средств обучении (в том числе комплексов учебно-наглядных пособий), грамматических таблиц в картинках и так далее. Один из карманов используется для работы с календарем знаменательных дат, второй – для демонстрации на уроке визуальных средств при ознакомлении учащихся с новыми лексическими единицами для организации диалогической и монологической речи учащихся, и для создания учебных ситуаций. Такое размещение карманов на доске целесообразно потому, что позволяет во время урока быстро менять картины для создания различных ситуаций. Справа от доски находится стенд- календарь в картинках, на котором изображены времена года, месяцы и дни недели. Такой календарь вызывает живой интерес у школьников и способствует запоминанию названий месяцев, дней недели и так далее. На этом стенде размещены конкретные формы вопросов и основы ответов. Таким образом, дежурный использует эти клише для ответов на вопросы учителя. Но это не механическое использование форм во время ответов, а только помощь, так как правее от вопросов нарисованы цветные шарики с днями недели, но расположены они не по порядку.
Также целесообразно размещать страноведческий материал на стендах, так как он способствует расширению кругозора (карты, с отмеченными столицами, крупные промышленные центры, так далее). Рядом с картой можно поместить герб и флаг страны и дать краткую информацию о этой стране. Также можно поместить открытки и фотографии с изображением типичных для этой страны праздников и обычаев. Желательно отвести специальное место для рассказов о выдающихся деятелях страны, о художниках, поэтах, писателях. Стенды периодически нужно обновлять. Такой стенд помогает учителю и учащимся при изучении многих тем на разных этапах обучения.
Также хорошим помощником в использовании наглядных пособий является магнитная доска. Она удобна для создания учебной ситуации с использованием различных картинок. При изучении ситуации картинки можно быстро поменять на другие, заранее приготовленные учителем.