МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА

Кювье говорил, что перед пчелой должен носится фантом геометрической пятигранной формы ячейки; осуществить этот фантом есть живая потребность организма пчелы; но пчела может и не осуществить его; ее крылья, ноги, хоботок могут быть дурно образованы, не развиться; она может не найти вокруг себя того материала, который ей нужен для постройки ячейки; готовая геометрическая форма останется бесплодной. Даже в растениях, хотя всякое семя содержит в себе возможность развиться в растение, но не всякое семя вырастает, а вырастает лишь то, которое поставлено в условья прозябания, каковы влага почва и прочее. Даже в минералах магнит оказывает свое действие лишь при встрече с железом или другим магнитом. То же явление повторяется и в человеке, только, разумеется, настолько степеней выше и многочисленнее, насколько человек выше и многочисленнее животного, растения, минерала. В физике вы ученику легче объясните различные свойства тел, помогая ему рассмотреть какой-либо предмет, нежели начав с определения общих свойств тел как обыкновенно начинаются учебники. Но редкий ребенок сам, без всякой помощи, посмотрит все эти свойства в видимом им предмете [14].

Из всего выше сказанного необходимо выделить один немаловажный момент: предметный метод обучения рассчитан на внешние чувства, т.е. для наилучшего результата усвоения урока учеником преподавателю необходимо реализовывать большую часть этих чувств при объяснении материала, используя при этом и словесный метод, и метод самостоятельной работы, соединив эти методы с методом познавательного интереса.

2.5. Трудовой метод обучения

В жизнь школы должны войти и трудовые методы воспитания и образования, заключающиеся в том, что воспитание не только должно внушать воспитаннику уважение и любовь к труду; оно должно еще дать и привычку к труду, потому что дельный, серьезный труд всегда тяжел. Для этого есть много средств; мы перечислим из них некоторые.

Преподавание предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы. Главное достоинство такого метода вспомогательного преподавания в том, что он, приучая воспитанника к умственному труду, приучает и преодолевать тяжесть такого труда и испытывать те наслаждения, которые им доставляются. Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека. Мечтать -легко и приятно, но думать - трудно. Серьезный умственный труд утомляет непривычного человека быстрее, чем самый сильный труд физический. Организм человека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно, но, действуя, таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный умственный труд. Вместе с этой привычкой трудиться умственно, приобретается и любовь к такому труду или, лучше сказать, жажда его.

Сам отдых воспитанника может быть употреблен с большой пользой. Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного. Польза такого употребления отдыха очень верно понята во многих закрытых заведениях Германии, где воспитанников свободное от учения время, с величайшей охотой занимаются нарочно для того придуманными работами: хозяйственными хлопотами, уборкой классных комнат, обработкой сада или огорода, столярным и токарным мастерством, переплетением книг и т. п. В выборе этих занятий не должно противоречить никаким безвредным наклонностям воспитанника, и тогда само занятие будет действительным и полезным отдыхом. Конечно, смотря по возрасту, должно быть дано время и для игр; но, чтобы игра была настоящей игрой, для этого должно, чтобы ребенок никогда ей не пресыщался и привык мало- помалу без труда и принуждения покидать ее для работы. Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что именно в эти минуты портится голова, сердце и нравственность. А такое препровождение времени весьма обыкновенно во многих закрытых общественных заведениях, ровно как и во многих семействах, где дети и молодые люди, оставляя учебные занятия, решительно не знают, что с собой делать, и мало-помалу привыкают убивать время. Эта привычка, приобретенная еще в юности, находит себе обильную пищу в обществе, которое обыкновенно дружно и из всех сил хлопочет, как бы доконать время; как будто его дано человеку слишком много [22, с. 25, 26].

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 13 14