МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА
Когда ученик выполняет свою деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога, говорят о том, что в учебном процессе применяется метод самостоятельной работы. Когда методы применяются при активном управлении действиями учеников со стороны учителя, классифицируется как методы учебной работы под руководством учителя. Самостоятельная работа выполняется как по заданию учителя при посредственном управлении ею, так и по собственной инициативе ученика, без указаний и инструктажа учителя.
Самостоятельная работа учеников осуществляется при выполнении самых разнообразных видов учебной деятельности: работа со школьным учебником, справочной и другой литературой.
Некоторые уроки по доступным темам вообще рационально проводить в виде самостоятельной работы учеников с учебником.
Путем использования разнообразных видов самостоятельной работы у учеников необходимо выработать: некоторые самые общие приемы ее рациональной организации, умение рационально планировать эту работу, четко ставить систему задач предстоящей работы, вычленять среди них главные, умело избирать способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных задач, умелый и оперативный самоконтроль за выполнением задания, умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, умение анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлений причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе [9, с. 75-79].
На уроках технологии достаточно часто используются методы самостоятельной работы и применяются в сочетании с проблемно поисковыми методами.
2.2. Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения
2.2.1. Методы формирования познавательного интереса
Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и от того более эффективными в смысле достигаемых целей.
Одним из приемов, водящих в метод эмоционального стимулирования учения - прием создания на уроке ситуаций занимательности - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.
В роли приема, входящего в методы формирования интересов к учению, выступают и занимательные аналогии например, при рассмотрении подъемной силы крыла самолета проводятся аналогии с формой крыльев птицы, стрекозы.
Эмоциональные переживания вызывают путем применения приема удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозность цифр — все это неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у школьников.
Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений.
Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. В этом еще раз проявляется отличие методов организации познавательной деятельности от методов ее стимулирования.
Познавательные игры. Игра давно уже используется как средство возбуждения интересов к учению. В практике работы учителей используются настольные игры с познавательным содержанием. Например, это игры типа электровикторин, с помощью которых изучаются животный мир определенных районом, типы самолетов, кораблей; игровые наборы «Конструктор» [20, с. 195-198].