Дидаскология

До профессиограммы надо исследовать психологию личности и спецификацию личностных и проф. качеств учителя.

Талызина считает, что описание модели специалиста невозможно без выделения основных системных задач, с которыми он встретится. При этом м/б использован язык умений и язык типовых задач (эти языки равноценны, т. к. каждая задача предполагает умения для ее решения, а каждое умение предназначается для решения задач).

Знания никогда не существуют сами по себе, всегда являются элементом какой-либо Д, какого-либо умения. Н. Ф. Талызина "Пути разработки профиля специалиста", Саратов, 1987г.

В методологии и теории пед. образования остается ведущим Дый подход. В рамках Дго подхода личность учителя оказывается полностью детерминированной предметно-технологической стороной пед. труда. На личностном уровне учитель уже не м/б истолкован как персонификация нормативной Дью.

Учитель становится субъектом, который реализует в пед. профессии свой способ жизнеД, готов доопределять задачи, принимает ответственность за их свободное и самостоятельное решение.

Эта внутренне детерминированная активность, по которой учитель способен поступать независимо от частных обстоятельств, творит их сам и вырабатывает собственную стратегию проф. поведения и Д.

26.

10.

99r.

Главные цели проф.

обучения.

1) ЗУН,

2) умение самостотельного поиска знаний и самостоятельного решения,

3) совокупность проф. действий на основе полученных знании,

4) номенклатура его возможных служебных функций.

Нбх-о включить и формирование его личности. Технологический аспект Д должен занять в моделях подготовки педагога главенствующее место, но он должен сопрягаться с личностью педагога. Об этом писал И. В. Михайлов.

Верпивская

отмечает: "Критерий подготовки учителя - уровень сформированности пед. убеждений". Кобзев М.

С.:"В качестве целей пед. образования выступает личность будущего учителя". Сластенин:

"Теория целей подготовки учителя еще не сложилась, но прослеживается тенденция перехода от одностороннего отображения личности ученика (проф. знания и умения) к описанию его личности как профессионала".

Цель проф.

подготовки -

здесь д/б преодолен разрыв меду учителем-человеком, учителем-гражданином, учителем-профессионалом, что интегрирует личностную и проф. позицию учителя.

Это единство есть не суммарная категория, а качественно новое образование, целостность и внутренняя структура, которые задают цели подготовки и формирования личности учителя.

Сластенин:

"Попытка построить обобщенную структурно-уровневую модель педагога, которая может лечь в основу разработки квалифицированных характеристик по конкретным специальностям".

В поисках средств получения искомой информации обратились к рейтингу суждений компетентных лиц (работники органов народного образования, руководители школ, мастера пед. труда, преподаватели колледжей, и пед. университетов).

На одном из первых этапов:

из ряда качеств,

расположенных в случайном порядке, выбрать наиболее важныеи проранжировать (готовность к выполнению пед. функций). Ряд качеств:

общая направленность личности - соц. зрелость, гражданская активность, принципиальность, любовь к детям, пед. профессионализм,

организаторские качества — деловитость, ответственность, распорядительность, требовательность, инициативность, работоспособность, умение организовать себя, коллективизм,

коммуникативные качества — справедливость, внимательность, простота, приветливость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность,

перцептивно-гностические — наблюдательность, понимание других людей, умение проектировать развитие личности, коллектива, творческое отношение к делу,

экспрессивные - эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, энтузиазм, чувство юмора, выдержка, умение убеждать.

В оценке значимости этих качеств компетентные судьи тоже. Высокий ранг:

общая направленность, организаторские, коммуникативные.

Оценочный анализ дополняется серией наблюдений и бесед. Качества, затрудняющие пед.Д

учащихся:

личная неорганизованность, невозможность организовать детей на дело, безынициативность, индифферентное отношение к пед. Д, нелюбовь к детям, незнание их психологии, отсутствие самообладания, выдержки, поспешность, нервозность, уступчивость, внушаемость и др. Эталон учителя "-",

2 этап исследования -

картограмма параллельных по типу профилей в модификации Спирина. Пятибалльная шкала- качества, нбх-е учителю:

очень значимо, значимо, средне значимо и т. д.

Выводилась комплексная экспертная оценка существенных требований к личности учителя. Учитель выполняет социальную функцию.

Базовые свойства и характеристики личности педагога на настоящее время.:

Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16