Дидаскология
"Все подчинено закону непрерывности, и то, что совершенно оторвано и обособлено от предметов пропастью принадлежит миру пустых призраков. Миром этим может стать и нынешнее реформирование пед. образа, если оно не опирается на всесторонний и тщательный анализ системы подготовки и усовершенствования пед. кадров в России, которая выдержала испытание временеми долгое время находилась на уровне мировых стандартов". Получите льготный кредит на сумму до 300 млн рублей по ставке от 3% на срок до 7 лет, сайт: i.moscow
Одной из ведущих тенденций нашего времени стало осознание того, что и устойчивое развитие общества, и преодоление его проблем, и возможность дать ответ на вызовы ХХI в. зависят от состояния образования и образованности жителей планеты Земля. Только профессионалы способны делать дело и отвечать, за кого они могут обеспечить выживание общества, его выход из глубинного кризиса, возврат к национально-культурным традициям и полноценным контактам с другими народами.
Достойный статус России в современном мире может обеспечить такая система пед. образования, которая сохраняет и воспроизводит гуманистические традиции отечественной и мировой культуры. Эта система д/б гибкая, открытая, способная к саморазвитию, соотносимая с западными моделями, но учитывающая опыт русского просветительства, отвечающая потребностям современности.
Ключевой фигурой реформируемой образовательной системы выступает учитель как творец пед. процесса, как носитель и субъект общей и проф. культуры.
Так возникает проблема обновления пед. образования (идеология, содержание, технологии).
Пед. образование принимает оптимальный вид, если в его целостной структуре достигнуто динамическое равновесие двух основных процессов:
функционирования, развития. У нас все еще сохраняется приоритет первого в ущерб второму.
Развитие пед. образования до настоящего времени не сопоставимо с функционированием и воспроизведением традиционной системы образования, что приходит в противоречие с кардинальными экономическими и социо-культурными изменениями в стране. Отчуждение учителя от культуры, школы и ребенка сопровождается тем, что государство все более уходит из образования, отдавая общественной и частной инициативе. Хотя инвестиции государства в пед. образовании могут вывести страну из тупика.
Т. о. должна измениться идеология пед. образования.
Идеология
- исходная система ценностей, идеалов, определяет вектор развития человека, системы образования и т. п.
Идеология современного пед. образования идентифицирует это образование как сферу духовного производства, продуктом которого выступают не просто присвоение новых знаний, ценностей, личностных смыслов, а раскрытие сущностных сил педагога, его способностей свободно ориентироваться в сложных социо-культурных обстоятельствах, обслуживать не только имеющиеся технологии, но и инновационные.
Здесь высшую цель пед.
образования
составляют профессионально-личностное развитие и саморазвтие педагога на личностном уровне. Он становится активным субъектом, который реализует в пед. профессии свой способ жизнеД (ставит задачи, раздвигает рамки Д, может поступать независимо от частных ситуаций и обстоятельств, творить эти обстоятельства, вырабатывать собственную стратегию профессионального мышления и
Д).
Т.
о. высшая пед.
школа призванаобразовать личность гражданина, искренне озабоченного судьбой
родины, образовать человека гуманистически, духовно нравственной ориентации, во-вторых, педагога, владеющего
современным знанием ребенка и умеющим с ним работать, в-третьих, специалиста в одной из областей науки,
видящей ее в системе научного знания и практики.
Итогом пед.
образования
является формирование у учителя проф-пед. культуры. Проф.
культура -
система общечеловеческих идей, проф-ценностных ориентации и качеств личности,
универсальных способов познания и гуманистических технологий пед. Д. Наличие такой культуры позволяет
учителю погрузиться во внутренний мир ученика, прогнозировать его развитие.
Т.
о. проф.
становление
педагога есть самоопределение его личности в культуре, а сама культура - мера человеческого в человеке.
Теоретический анализ выявил основные компоненты проф-пед.
культуры:
1) гносеологический: методологическая, исследовательская, интеллектуальная культура;
2) гуманистический: определяет нравственную, гуманитарную, духовную культуру,
3) коммуникативный: культуру общения, речевую, рефлексивную;
4) образовательный: дидактическую, методологическую, экономическую, экологическую, физическую, эстетическую культуру;
5) нормативный: правовую, управленческую;
6) информационную; диагностическую, инновационную, компьютерную культуру.
На первом этапе самоопределения личности специалиста в культуре очерчиваются границы современной социо-культурной "койкумены" и намечаются основные подходы ее усвоения (исторический подход, единство).