Дидаскология
Целеполагание направляется анализом имеющихся средств для проверки исходных предположений и достижений исходного результата, проектирование пед. воздействий. На основе анализа конечного состояния обучения осущ-ся выбор стратегии, определяется программа Д учащихся и учителя. Теперь пед. задача д/б решена в форме практического и преобразовательного акта.
Конструирующий и реализующий П. П. предполагает обоснованный выбор различных видов Д учащихся, программирование управляющих действий педагога и педагогически целесообразные действия воспитанников. Оценка успешности или неуспешности этих действий, их коррекция и переработка осущ-ся благодаря регулированию и коррегированию. Опираясь на оперативную информацию о состоянии пед. процесса учитель устанавливает обратные связи, обеспечивает адаптацию внешних влияний или их нейтрализацию, создает условия для формирования у учащихся способности к ориентировке и свободному выбору способов Д к саморегуляции и самоконтролю. При этом возможно возникнут противоречия между запланированными системами действий и реальным ходом П. П., что порождает новые задачи локального и перспективного характера.
Решение пед. задачи заканчивается итоговым учетом и сопоставлением с исходными данными, анализом достижений и недостатков пед. действий, Эффективность методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной работы, учитель выдвигает и обосновывает новые пед. задачи.
Решение отдельно взятой задачи приводит к постановке новой, происходит феномен сдвига мотива на цель (А. Н. Леонтьев).
В это время у учителя возникает ощущение личностного смысла решения задачи. Важным признаком профессиональности учителя является усмотрение задачи, умение мысленно вычленить ее из сложных явлений соц-пед. действительности, относительно четко сформулировать задачу.
Опыт моделирования личности учителя.
Караковский говорил о том, что образование надо перестраивать.
Наиболее общим условием научной реализации любой Д является четкое представление об исходном итоге и
конечном продукте - проектирование системы требований пед. профессии к человеку.
Как формировать качества с т/зр философии.
Качество
(философия) - совокупность всех существующих, относительно устойчивых свойств и характеристик
объекта или предмета.
Свойство
- выражение данного качества в отношении к другим качествам.
Отсутствие хотя бы одного свойства указывает на отсутствие качества, о наличии и уровне развития свойства можно
судить по его проявлениям в различных ситуациях. При соблюдении опред. условий свойство можно
характеризовать количественно. Эту характеристику свойств, входящих в состав качества, принято называть
показателем качества.
Показатель качества,
который относится только к одной характеристике, есть единичный, а к нескольким
характеристикам или к свойству в целом, называют комплексным (или интегральным).
Для измерения показателей качества специалиста надо знать нижнюю допустимую границу изменения параметра, выход за пределы которого приводит к потере данного качества. Точное определение свойств специалиста определить невозможно, т. к. их изучают разные науки. Но можно использовать моделирование, которое вскрывает не только инвариантные идеализируемые параметры личности и проф. Д специалиста, но и процесс его формирования (специалиста).
При моделировании прибегают к изучению и разработке вспомогательной, искусственной или естественной системы.
Состав системы:
1) находящиеся в некотором соответствии с предметом познания,
2) система способна замещать его в опред. отношениях,
3) дает в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте. Трудности при моделировании связаны с
многофакторностью соц-х и пед. явлений и процессов, наличием субъективного фактора,
факторы, определяющие соц. явления, складываются из качественных признаков, которые труднее поддаются количественному описанию. Модель специалиста описывает его на каком-либо языке. Первичной моделью учителя является его профессиограмма.
Профессиограмма
- эталонная гипотетическая вероятностная модель, которая выражает объективную тенденцию, допускающая различные варианты квалификационного характера - нормативная модель учителя. Эта характеристика есть государственный документ, который определяет обобщенные требования к личности и проф. компетентности педагога.
Благодаря этому характеристика позволяет довести проф. цели подготовки учителя до уровня нбх-х личностных качеств. Преимущество профессиограммы.
замещает для преподавателя и студента объект (модель) выпускника, что позволяет предвидеть пути и средства подготовки и т. о. можно предвидеть задачи вообще пед. заведений (программы, учебники);
важная роль в диагностике проф. пригодности и методике проф. отбора молодежи в пед. заведениях и правильно организовать пед. ориентацию школьников.,