Дидаскология
3) Человек во чреве матери воспроизводит всю историю физического развития наших животных предков, но и после рождения у человека вначале преобладает более древний мозг, моторика которого палеокинетическая, в детстве у него развиватеся новый мозг и неокинетическая моторика (прямая походка, речь, владение рукой). Дошкольники - нормальное развитие, школьник - грамота, науки.
4) В своем развитии ребенок проходит биохимическую, морфологическую, физиологическую, психологическую эволюции.
Биохимическая - высыхание и об-ствелние организма с в 50м.
Морфологическая - уменьшение широких коротких пропорций и увеличение длинных (например, от
короткополостных к длиннополостным).
Физиологическая - постепенное убывание растительных функций (питание и рост) и постепенный рост
животных функций (сознание и движение).
Психологическая - венчает предшествующее. Развитие психических процессов, свойств и состояний.
Чувства развиваются раньше ощущений, эмоции ранее интеллекта, мышление конкретно-образное раньше
абстрактно-количественного.
Тезаурус педологии:
развитие, рост, конституция и характер, среда, возраст и активность ребенка.
Развитие - базовое понятие педологии.
Рост
- детство - это эпоха роста. Это не просто количественное прибавление, в результате его происходят сущ-е качественные изменения.
Взрослый не просто больше ребенка, он - качественно иной и, следовательно, ребенок - не маленький взрослый.
Конституция и характер
- рост вызывает изменения в организме.
- совокупность качественного многообразия в организме. Т. е. телосложение зависит от наследства, пола, возраста, условий жизни. Педолог исследует связь этих факторов. Среда и активность ребенка - конституция врождена и, следовательно, отсутствует идея развития. Все развитие зависит от воспитания и среды (Локк и Кондильяк).
Среда-
локализованное общественное отношение, микросоциум. Но ребенок и среда не противостоят друг другу, т. к. ребенок - член среды и живет в ней. Ребенок избирательно относится к влияниям среды. Ребенок - активное существо.
Возраст
- время жизни. Возрастная периодизация детства однозначно так и не решена. Более обосновано то, что невозможно охар-ть все стадии возраста на основе одного критерия. Совокупность возрастных изменений - возрастной симптомокомплекс. Эпоха, стадия
- времена детской жизни, отделенные друг от друга кризисами, разными по силе. Фаза
- время детской жизни, ограниченное друг от друга не резко, эволюционно. У каждой свое своеобразие, но каждый ребенок в свое время переживает одну и ту же стадию.
Т. о. разделяют хронологический и педологический возраст. Отсталость ребенка - если разница велика в этих возрастах.
Т. о. педология обращает нас к самому ребенку. Без ее знания нельзя строить пед. процесс. Пед. образование должно стать практическим человекознанием.
09. 11. 99г.
Пед.
антропология в процессе обретения дисциплинарного статуса.
Антропология имеет длительную предысторию: нбх-сть осмысления человеческой природы, создание науки о человеке, как особом феномене. Проблема человека всегда была и остается главной в истории человеческой мысли.
Целостный человек никогда не был объектом научных построений. Эта идея становится общепризнанной в конце XIX - начале ХХ в. в., мигрирует из литературы и искусства в науку (философию, социологию, психологию, педагогику) и, как следствие, форм-ся задачи комплексного исследования человека с помощью различных методов.
Именно Россия стала предвестником целостного изучения человека, избрав его центром человековедения (на стыке гуманистических и естественных наук).
Ученым еще предстоит создать некий теоретический конструкт, объединяющий все знания о месте человека в мироздании, о его биофизиологическом строении, психических особенностях, об информационно-энергетическом строении организма, функционировании психики, эмоций, интеллекта, половозрастном развитии, исторические и социокультурные формы общения, этнокультурные и демографические характеристики человека, об основных способах Д, атрибутах человеческой природы (разум, воля, память, воображение и др.). Недостаточно изучены и психологические характеристики личности и нравственные мировоззренческие основы человеческого бытия (смысл жизни, свобода, ответственность, долг, честь, достоинство, а также глобальные последствия жизнедеятельности человечества).
Несмотря на широкий диапазон интегрирования нбх-мые знания, они еще не дают видения человека в единстве всех слагаемых его бытия. Аппарат науки еще не достаточен для понимания природы человека. Сложность проблем человека требует синтеза и интеграции в теоретической конструкции различных областей знаний с их понятийными аппаратами. Построить целостный образ человека можно, вскрыв основополагающие особенности его жизнедеятельность, неповторимые черты его бытия, его человеческой природы.