Дидаскология

2) субъективизация всеобщего опыта и знания в уникально единичных формах "я" и формах самопознания, Гегелевская интерпретация образования как отчуждения природы бытия и подъема индивида ко всеобщности предполагает:

- понимание самого индивида как "я";

предполагает понимание его как субъекта образования.

Мы призваны отрефлексировать человека как уникальное явление природы, утвердить приоритет целостности внутреннего мира, осмыслить его права и обязанности, его ответственность перед собой за осуществление его творческого потенциала, обосновать степень вторжения общества в жизнь человека. Еще Достоевский в XIX в. писал:

"Каждая великая нация вырабатывает некую высшую идею, без которой нации как единого целого быть не может". Например, идея народности воспитания у Ушинского.

"Есть одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание - это то, что мы называем народностью. Воспитание, основанное народом и на народных началах, имеет грандиозную воспитательную силу, которой нет в воспитательных системах, которые основаны на абстрактных идеях или на традициях чужого народа".

Идея народности напрямую связана с представлениями о человеке как субъекте воспитания.

Что такое человек?

Это вопрос о его природе и сущности, о закономерностях его функционирования, о характерных особенностях и направленности его развития, что есть человек сегодня и чем он станет завтра и т. п.

Наука издавна стремится понять человека во всех его сущностных проявлениях и жизненных отношениях. Ученые формулируют систему представлений и понятий о человеке, актуализирующие принцип, хар-щий человека как меру всех вещей.

Многомерность человека как личности, субъекта, индивида . Он - объект многих наук.

Человек как предмет воспитания. Следовательно, он объект пед. антропологии.

7дек. 1867г. К. Д. Ушинский подписал предисловие к "Человек как предмет воспитания".

Сверхзадача этого труда сформулирована - опыт пед. антропологии. Антропологический принцип требовал признания условности человека, неделимости духовной и телесной природы человека, сочетания умственного и нравственного воспитания с воспитанием физическим. "Для воспитания человека во всех отношениях, надо его узнать во всех отношениях".

Это ключевая парадигма пед. антропологии. Но педагогики недостаточно для пониманиия человека. Пед. антропология должна начинаться с исследования физиологии и гигиены, развития человеческого организма, здоровья.

В 1томе

Ушинский отразил логику пед. антропологии: научные знания о физиололгических явлениях (рост, сила развития, питание, утомление, потребность отдыха, НС и органы чувтсв, мускульное чувство, отражательные и рефлективные движения .). Сюда вписывается и знание о психических явлениях (внимание, припоминание, ассоциации, представления, воображение, рассудочный процесс, образование понятий, история памяти и рассудка, рассудок и разум, общая характеристика сознания, чувства, страсти, воля ).

В этой логике особое место занимает переход от физиологии к психологии в сфере психофизических явлений.

В комплекс антропологических наук еще входят:

анатомия, патология, логика, филология, география, статистика,

политич. экономия и история всех наук.

Во всех них должны излагаться факты и те соотнесения фактов, в которых обнаруживается свойство человека как предмета воспитания.

Средства воспитательного влияния безграничны по своей мощи и своему многообразию. Они должны быть подчеркнуты из самого человека - центральная мысль.

Пед. антропология открывает для воспитания неисчерпаемые возможности, ранее скрытые или еще не познанные наукой.

Эти открытия приобретают особое значение, т. к. они создают предпосылки для проникновения в человеческую природу и управления ею.

Ушинский писал книгу в период становления антропологического знания. Он полагал, что "это новая эра для педагогики и психологии. Мы сохраняем твердые убеждения, что великое искусство воспитания едва только начинается, что мы стоим еще только в преддверии этого искусства и не вошли в самый храм его и до сих пор люди не обратили на воспитание того внимания, которое оно заслуживает".

Его концепция пед. антропологии дала толчок целостному изучению ребенка, тогда как отдельные науки подходили к ребенку со своих позиций и не давали синтезированного знания о нем.

В конце Х1Х в. появилась педология,

у истоков которой стояли Холл, Мейман, Торндайк.

Обязанные своим происхождением пед. антропологии, экспериментальным исследованиям, педология распространилась в России.

Представители начала ХХ в. Румянцев, Нечаев, Россолимо, Лазурский, Кащенко.

Позднее: Абрамов, Басов, Бехтерев, Блонский, Выготский, Залкинд, Моложавый, Фортунатов и др.

В 1904г. при пед. музее военного уч. заведения в СПб была открыта пед. лаборатория им. Ушинского.

Перейти на страницу: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23