Дидаскология
3) соответствие развиваемых типов образовательной практики этническим и ментальным характеристикам субъектов образования,
4) соответствие внедряемых пед. технологий традиционным и инновационным тенденциям и достижениям
Россиийской и мировой педагогике.
Система проблем методов, принципов пед. антропологии, по мнению Б. М. Бид-Бада, может быть выстроена в виде пирамиды, фундаментом которого являются знания:
1) о сущности человека, как объекта и субъекта образовательного процесса,
2) над ними знания о закономерностях образования, воспитания, учения, обучения,
3) венчает знания о природе и методе антропологии.
Т. о. это природа личности, общества и познания.
Сегодня производятся попытки определения статуса пед. антропологии в целостной системе общей антропологии. Пед. антропология в настоящее время проходит этап своего становления. Главным предметом образовательной и пед. антропологии является человек.
В антропологии есть субъективный и объективный компонент => она стремится познать человека как субъект и объект бытия.
Пед. антропология познает человека как субъект и объект образовательного процесса.
Пед. антропология интегрирует широкий спектр знаний из различных дисциплин (аксеология, биология, культурология, философия, кибернетика, медицина, плитология, религиоведение), а чтобы вычленить знания, нбх-е для пед. антропологии, надо выявить ведущие идеи, явлющиеся ее методологическим основанием.
Сегодня очевидно, что пед. мысль России возвращается к антропологическим основаниям.
Развитие идеи пед. антропологии. Возможно, что наследие отечественной пед. культуры имеет блестящую плеяду ученых и практиков и специальная область знаний, в которых была развита антропологическая проблематика (педология, философия образования, социология, возрастная и педагогическая психология и др.)
В основе обострения интереса к пед. антропологии лежит цель - выработка новой парадигмы образования, центрированной на человеке. Педагогики научной школы по-разному отреагировали на освоение антропологической проблематики.
Педагогика не может существовать без антропологического основания!
Современная пед. концепция развития образования и воспитания основывается на идеях:
целостности человека,
его биологической и социальной природы,
личности и ее субъектности (для Сластенина!),
единства физического, психического и социального развития человека,
единства индивидуального и социального развития человека.
Ряд идей об изучении развития личности были в центре внимания учителя на рубеже веков (Лесгафт, Пирогов, Ушинский, Рубинштейн М. М., Нечаев, Бехтерев, Кантеро и др.). В их работах гуманистические традиции в подходах к человеку и его поведению (идеи добра и справедливости, внести посильный вклад в развитие человеческой культуры).
Большой вклад в разработку антропологического знания внес М. М. Бахтин. Центральное понятие - "событие бытия", которое рассматривалось как показатель индивидуального бытия, как срез определенной эпохи, историке -культурной ситуации.
Жизнь - Д, цепь поступков, "сплошное поступление".
Событие бытия - как место встречи, точка пересечения, из которой осмысливается индивидуальное бытие и бытие вообще.
Требование ответственности. Каждый шаг должен быть пропущен через нравственное сознание человека. Антропология и этическая онтология Бахтина длительное время были не задействованы до современных концепций личности.
Исходная посылка Бахтина - тезис об уникальности каждого человека, что предполагает и наличие определенного долженствования (претворить свой "избыток видения" в действительности) => каждый человек наделен избытком видения, который открывается только ему с его места. В этом предназначении человека-знать свою единственность и претворить ответственным поступком. Он рассматривал человека как проблему философии, психологии и педагогики.
Пафос Бахтина составляло стремление не потерять человека, неповторимую индивидуальность за штампами и разногласиями.
Идеей интеграции знаний о человеке были пронизаны работы Ананьева: развернутая характеристика "индивидуальность", "личность", "субъект деятельности". В его работе характеристика человека как субъекта Д, становится основополагающей (способ организации личностью жизни).
Субъективность раскрывает личность индивидуально и типологически: уровень активности (мера субъектности) - есть типологический критерий.
Затем Ананьев решает, как личность отражает и реализует общественные тенденции. Леонтьев: концепция качеств личности как системного индивида.
Задача системноуровневого развития личности, диахронического (развертывающегося во времени строения жизненного пути).
К нему присоединются Ломов, Абульханова-Славская, Асмолов и др. Новый период: последнее десятилетие
Характеризуется "логикой самоосуществления" идеи личности. Исследователи открыли новые грани личности: