Философские основы теории ценности.
Иным является субъект политической формы ценностного сознания: это уже не личность, большая социальная группа — сословие, класс, нация, политическая партия. Если же мы обратимся к такой модельности субъекта, как конкретный социум, то есть определенный общественный организм, то окажется, что его ценностное отношение выражается в юридической форме, поскольку именно правовые нормы констатируют реальное бытие и историческую устойчивость каждой организованной социальной системы.
Общую картину оценочных суждений можно представить в графике, на котором на одном краю кривой находятся индивидуальные неценностные оценки физиологического типа (“приятно”, “удобно”), связанные с анатомо-физиологическими особенностями индивида, а на другом краю — безличные, общечеловеческие оценки познавательного и технического рода (“правильно”, “полезно”, “рационально”, “экономно” и т.п.), между этими полюсами располагаются основные ценностные оценки. На ряду с демонстрационным данный график имеет и эвристическое значение: он помогает обнаружить целый ряд закономерностей оценочной деятельности:
в разных типах оценки спектрально меняется соотношение эмоционального и рационального начал — от чисто эмоционального содержания оценки “приятно” до чисто рационального характера оценок “правильно” и “полезно”;
столь же закономерно меняется соотношение ценностного и нормативного, то есть переживаемого личностью и отчужденного от личности ввиде некоего абстрактно-формализованного принципа — от ощущения “это мне приятно” до отвлеченного “такова истина” или “так должно быть”;
соответственно меняется соотношение качественных и количественных “измерителей” — от неизмеряемого физиологического удовольствия до математически строгого определения точности решения задач или работы машины от эстетических оценок (допускающих лишь сравнения “больше-меньше”) и оценкам юридическим (точно измеряющим меру вины длительностью заключения);
наконец, в этом же направлении меняется соотношение общедоступности и профессиональности оценочной деятельности — от возможности каждого судить о том, что ему приятно и удобно, до исключительного права специалистов оценивать решения научных и технических проблем.
Что же касается спектра ценностных оценок, но тут мы видим не только движение от общедоступности эстетических оценок до специализированных оценок, например, религиозных (их выносит священник, глава церкви, собора, синода), но и специфический характер самой профессиональной оценочной деятельности, что не позволяет отождествлять — хотя это нередко делается — такие ее формы, как экспертиза, судейство, критика, отлучение, приговор.
Из всего этого следует, что оценка продуктов дизайна должна быть комплектной, соединяющей частные оценки, их технико-технологических, экономических, эргономических, эстетических качеств.
Проблемы гуманизации и общества и личности.
Проблема системной организованности нравственности.
В современно этической литературе ценностное содержание социалистической нравственности представлена крайне хаотично. Это обстоятельство вызывает большие затруднения в этическом просвещении и мешает теоретическому исследованию.
Попытки выявления системности морали в советской этике.
Первые в советской этике попытки решения этой проблемы осуществлялись путем построения логической цельной системы основных категорий этике. Однако все они оказались неудачными.
Позднее более широкий подход осуществить Л.М.Архангельский, разделив все категории на структурные и сущностные, предварительно сформулировав важный методологический принцип — категории этики должны отражать объективную логику функционирования морали. Л.М.Архангельский выделил три группы в составе сущностных категорий на основе выполняемых ими функций:
общие критерии моральной оценки выражают категории добра и зла, блага, справедливости;
отношение человека к его коренным интересам отражают понятия смысла жизни и счастья;
требования и мотивы выбора линии поведения и поступка представлены категориями долга, совести, ответственности, чести и достоинства.
Весьма плодотворным является сформулированный О. Г. Дробницким методологический принцип: система категорий этики не может быть ни чем иным, кроме как отражением “действительной структуры морали как целостного общественного образования, обладающего множествам сторон и моментов”. На этой основе им была предложена общая структура морали, включающая в себя понятие морали деятельности, нравственных отношений и морального сознания.
Для всех этих попыток характерно то, что использование ограничивается сферой понятийного анализа и не выходит к реальному функционированию морали.
В концепции А.И.Титоренко конкретно-исторического изучения реального функционирования морали в обществе. Им разработана модель исторических структур нравственного сознания, положение об историческом развитии морали как качественной смене этих структур. Нормативно-ценностное содержание морали фиксируется в специальных показателях: ценностная ориентация, устремленность сознания, общий трафарет моральной оценки, исходная нравственная позиция личности, контрольно-психологические механизмы самосознания, своеобразный состав и конфигурация взаимосвязи структурных элементов.