Философские основы теории ценности.
История попыток систематизации, упорядочивания ценностного содержания морали показывает постепенное движение к идее системного подхода.
При попытке реализации этой идеи необходимо иметь ввиде общие требования системного подхода и их преломления применительно к целям этического исследования.
Предметом рассмотрения служит открытая, развивающаяся система, и именно таковой является мораль, поэтому построение адекватной объекту теоретической модели возможно только при условии единства системно-функционального и системно-структурного анализа. Большое значение имеет также принцип зависимости данной системы от среды.
Системны подход в этике и принцип историзма.
Попытка применения системного подхода к этике неизбежно встречается с проблемой: можно ли путем теоретического конструирования создать такую общую (всеисторичес-кую) “модель” нравственной системы, которая подходила бы ко всем разнообразным, специфическим, конкретно-содержательным типам морали?
Теоретическое воспроизведение сложной системы возможно только с помощью категорий; категорий, которые представляют собой синтез существенных характеристик системы. Такая модель по необходимости будет иметь форму логической конструкции, в которой историческая может быть представлена лишь в снятом виде. Эта модель не заменяет собой конкретно-исторических типов нравственности, а открывает возможность получить их действительное изображение, будучи использована в качестве инструмента познания.
О социальных функциях морали
(системно-функциональный анализ)
Системный подход требует установления места и роли объекта в большой системе, то есть мораль, взятая в виде целостного образования, должна быть рассмотрена с точки зрения ее места и роли в обществе.
Вопрос о роли морали в обществе решается в советской этической литературе путем установления ее социальных функций. К настоящему времени их описано большое число: регулятивная, воспитательная, познавательная, оценочно-императивная, ориентирующая, мотивационная, коммуникативная, прогностическая.
Большинство советских авторов выделяют в качестве главной, ведущей социальной функции морали регулятивную.
Вопрос о нормативной природе нравственности наиболее подробно описан О.Г.Дробницким. Рассматривая норматив как особый способ детерминации поведения, он делает обобщенный вывод: “В процессе исторического усложнения социальной жизни “естественодействующие” факторы человеческого поведения (собственно природные и ставшие “второй” внутренней природой индивида, возникшие на основе частных интересов индивида или образующаяся из стихийного сочетания воли) становятся недостаточными для обеспечения социально-необходимых действий.”
Возникает нужда в создании особых норм, системы ограничения запретов призванных согласовать массовое поведение с общественными потребностями. Эти нормативные регуляторы создаются посредством особой исторической деятельности людей — нормотворчества. Моральная норма должна быть соотнесена с конкретной ситуацией и поступком: ”моральная норма — это требование в виде предписания или запрещения какой-либо формы поведения (поступка)”. Рассматривая проблему обоснования моральной нормы, О.Г.Дробницкий показал, что в моральном сознании эта процедура не носит и не может носить рационально-логического характера. Он делает вывод, что полезное, ценностное основание морального требования остается не раскрытым, оно выступает в морали “сперва как должное, а затем только в силу этого ценное, но отнюдь не как ощутимое в своих результатах блага жизни коллектива”.
Однако здесь фиксируется явление, а не сущность. В этом вопросе прав В.Брожин: “Ценностная предметность как сущность и ценность как проявление этой сущности первичны в отношении нормы. Другими словами, в действительности ценность, полезность первичны по отношению к требованию, долженствованию — в нравственной практике. Закрепляются не требования, которые несут в себе ценность, хотя это остается скрытым от эмпирического морального сознания”.
Мораль опирается на специфический для каждого конкретно-исторического типа морали нравственный идеал. Учитывая наличие двух уровней обобщения в долженствовательных элементах морали, важно провести различие между понятиями “регуляция” и “ориентация”. Регуляция осуществляется с помощью норм, а ориентация указывает на некую перспективную цель, дает общий ориентир.
Все это приводит к выводу о том, что логичнее видеть главную функцию морали именно в ориентации, а не регуляции деятельности. Эта функция определяется деятельной сущностью человека — человек находится в практическом отношении к природе и другому человеку, и благодаря сознанию он самоопределяется в этом практическом взаимодействии.
Скорее всего, следует говорить не о двух различных функциях морали в большой системе, а о двух уровнях реализации основной социальной функции: ценностно-ориентирующем (мировоззренческом) и нормативно-регулирующем. В конкретной исторической системе нравственности эти уровни образуют некую целостность. Но их единство не абсолютно, в процессе реального функционирования и исторического развития нравственности между этими уровнями могут возникать напряженность и определенные противоречия.