Цель, задачи и методика исследования

Работа над грамматическими закономерностями языка слабослышащих учащихся осуществляется в рамках существующей коммуникативной системы. Наиболее значимыми в этой системе являются специфические уроки по формированию грамматического строя речи.

В современной методике школы слабослышащих выделяют три вида этих уроков, отличающихся по степени овладения учащимися изучаемым грамматическим материалом. Практическое овладение грамматическими закономерностями языка, автоматизация навыка построения грамматических конструкций реализуется на уроках закрепления изученного материала.

Исходя из теоретических положений, мы определили цель нашего исследования.

Целью нашей работы является уточнение использования системы упражнений по развитию практических речевых навыков построения предложения на уроках закрепления изученного материала в начальных классах 2 отделения школы слабослышащих.

В соответствии с поставленной целью мы определили следующий круг задач:

- проанализировать особенности грамматического строя языка у слабослышащих учащихся 2 и 3 классов, их возможности в овладении грамматическими категориями и закономерностями.

- охарактеризовать содержание и опыт работы по формированию грамматического строя речи у слабослышащих учащихся на уроках формирования грамматического строя речи.

- раскрыть систему тренировочных упражнений, используемых на уроках закрепления изученного материала.

Руководствуясь общепринятой классификацией методов и приемов исследования, для изучаемого нами объекта мы использовали следующие:

- проведение устных бесед с учащимися,

- анализ письменных работ учащихся,

- анализ методической, лингвистической и психологической литературы.

Предметом нашего изучения является грамматический строй речи слабослышащих учащихся 2 и 3 классов.

Объектом изучения является система тренировочных упражнений, составляющая содержание уроков закрепления изученного материала.

Наше исследование проходило в два этапа. Эксперимент проводился на базе школы-интерната для слабослышащих и позднооглохших детей № 20 Петроградского района. Нами было обследовано 20 детей: 10 учащихся 2 класса и 10 учащихся 3 класса.

Первый этап нашей работы был направлен на выявление и описание особенностей грамматического строя речи слабослышащих учащихся. Для этого мы провели ряд исследований, целью которых было выявление умений построения предложений со словосочетаниями "прилагательное + существительное в именительном падеже" и определения рода и числа имен существительных.

Каждое исследование включало в себя ряд заданий, составленных таким образом, что опыт, полученный при выполнении первого задания, использовался учащимися при выполнении следующего задания. Такая последовательность предполагала использование и закрепление на практике полученных ранее знаний. Эти задания предполагали также выполнение упражнений с различной степенью самостоятельности.

Поскольку на первом этапе было важно изучение содержания работы по формированию грамматического строя речи, нами были проанализированы учебные программы по данному предмету для 2 и 3 классов с учетом преемственности и усложнения изучаемого материала. Также нами были проанализированы учебники русского языка для 2 и 3 классов с точки зрения предлагаемых в них тренировочных упражнений, используемых на уроках закрепления изученного материала.

Второй этап работы предполагал определение приоритетных групп в системе тренировочных упражнений, предлагающихся учащимся во 2 и 3 классах на уроках закрепления изученного материала. Для этого нами было посещено определенное количество уроков (20) и выделены наиболее распространенные группы упражнений и виды заданий.

Подробное описание представленных нами заданий на выявление особенностей грамматического строя речи учащихся раскрывается в главе 2.

Для нашего исследования важны данные о состоянии слуха и речи слабослышащих учащихся, а также их успеваемость по предмету "Формирование грамматического строя речи". Анализ школьной документации позволил получить обобщенные сведения, которые представлены в серии таблиц.

Таблица 1

: Состояние слуха учащихся

Степень снижения

Классы

Всего учащихся

слуха

2-Б

3-Б

Количество

%

1 степень

-

-

-

-

2 степень

1

-

1

5%

3 степень

6

6

12

60%

4 степень

3

4

7

35%

ВСЕГО:

10

10

20

100%

Перейти на страницу: 1 2 3