Цель, задачи и методика исследования
Из таблицы видно, что тугоухость второй степени наблюдается только у одного учащегося.
Третья степень тугоухости присутствует у большинства учащихся - 12 человек.
Четвёртая степень тугоухости наблюдается у 7 учащихся.
Для характеристики уровня речевого развития нами проводились устные беседы (ответы на вопросы по картинкам), изучались личные дела учащихся. В соответствии с качественными параметрами оценки уровня речевого развития, разработанными Р.М.Боскис и Л.П.Назаровой, и на основании устных ответов учащихся мы выделили 4 группы учащихся с различным уровнем речевого развития. Полученные нами данные сведены в таблицу 2.
Таблица 2
: Характеристика речевого развития учащихся
№ | Уровень | Количество учащихся (в %) | |
п/п | речевого развития | 2 класс | 3 класс |
1 |
Оптимальный |
- |
10% |
2 |
Сниженный |
20% |
20% |
3 |
Ограниченный |
50% |
50% |
4 |
Резко ограниченный |
30% |
20% |
ВСЕГО: |
100% |
100% |
Как можно видеть из таблицы, оптимальный уровень речевого развития наблюдается у 10% учащихся 3 класса. Этот уровень характеризуется достаточно полным словарным запасом, использованием в самостоятельной речи существительных, глаголов, прилагательных, местоимений, хорошее понимание обращённой речи.
Сниженный уровень речевого развития выявлен у 20% учащихся 2 класса и у 20% учащихся 3 класса. Его характеризует недостаточно большой объём активной лексики, небольшой количество аграмматизмов, неточное понимание в обращённой речи окончаний, суффиксов. Приставок, предлогов.
Ограниченный уровень речевого развития отличается у 50% учащихся 3 и 3 классов. Его ограниченность словарного запаса, искажения грамматического строя языка, снижением понимания обращённой речи.
Редко ограниченный речевой уровень наблюдается у 30% учащихся 2 класса и у 20% учащихся 3 класса. У этих учащихся резко ограничен словарный запас, грубые аграмматизмы, затруднено понимание обращённой речи.
Для нашего исследования также было важно определить уровень подготовки учащихся в овладении грамматическими закономерностями языка. В связи с этим нас интересовала успеваемость учащихся. Оценки учащихся по формированию грамматического строя языка представлены в полноценном соотношении в таблице 3.
Таблица 3
: Характеристика успеваемости учащихся
Оценка | Количество учащихся (в %) | |
2 класс | 3 класс | |
Отлично |
- |
10% |
Хорошо |
50% |
50% |
Удовлетворительно |
50% |
40% |
ВСЕГО: |
100% |
100% |
Из приведённых в таблице данных видно, что во 2 классе оценку "отлично" не имеет ни один учащийся, а в 3 классе их количество составляет лишь 10% от общего числа учащихся.