Анализ особенностей грамматического строя речи учащихся 2 и 3 классов (на примере связного текста).
Нами были проанализированы письменные работы учащихся. Оценка работ определялась следующими критериями:
- сложность синтаксической конструкции (грамматическая основа, распространенность),
- способы связей в словосочетаниях ("прилагательное + существительное в именительном падеже),
- употребление частей речи.
Письменная работа состояла из 2-х частей.
Первая часть предполагала ответы по картинкам на следующие вопросы:
- Какое яблоко лежит в вазе?
- Какой у девочки бант?
- Какая ваза стоит на столе?
- Какие ведра несет мальчик?
Анализируя первую часть работы, мы выделили ряд особенностей используемых учащимися синтаксических структур.
Большинство учащиеся 2 класса давало краткий ответ, используя односоставные безличные или простые нераспространенные предложения типа "Большой (бант)", "Яблоко красный". Такие ответы мы встретили в 70% работ, 30% учащихся попытались использовать простое распространенное предложение, но сделали это с ошибками: "Большая ваза ставит", "Мальчик ведро синие". Грамматически правильный, развернутый ответ не дал ни один ученик 2 класса.
Учащиеся 3 класса в основном старались дать ответ в виде распространённого простого предложения (80%): "Лежит яблоко красный", "Нисет синие ведро". 10% учащихся дали полный развернутый ответ в виде простого распространенного предложения, осложненного однородными членами (определениями): "У девотьки большой красивый бант". 10% учащихся дали краткий ответ: "Круглый яблоко", "Красивая ваза".
Таким образом, основной синтаксической конструкцией является простое предложение.
В этом задании мы также определяли умения учащихся в согласовании имён прилагательных с существительными единственного и множественного числа, мужского, женского, и среднего рода.
Анализ работ учащихся показал, что большинство учащихся (около 80%) 2 и 3 класса почти без ошибок согласовывают прилагательные с существительными мужского и женского рода. "Большой бант", "Синий бант", "Красивая ваза", "Ваза зелёная" и т.д.
Затруднения у учащихся 2 класса вызывали согласования прилагательных с существительными среднего рода и множественного числа (почти 50%). Характерной ошибкой была постановка прилагательного в именительный падеж мужского рода. ("Красный яблоко", "Круглый яблоко") и изменение окончания существительного множественного числа на окончание единственного числа и согласование с ним прилагательного множественного числа ("Синие ведро"). Такие же ошибки встречались и в работах учащихся 3 класса, но в меньшем количестве.
2-я часть письменной работы заключалась в самостоятельном составлении учащимися текста из четырёх-пяти предложений по серии картин "Весна" (без опоры на таблицы), причём внимание детей обращалось на использование в речи слов, обозначающих признаки предметов, т.е. прилагательных.
Характерным примером контрольной работы может послужить работа Антона Л., учащегося 3-Б класса:
"Наступила время года весна. Светит лучи яркое соннце. Новые потьки на ветка. Трава зелёная. Птица красивая на гнесдо прилитела."
Анализ работ детей показал, что все дети в большинстве случаев пользуются следующими типами простых предложений:
- простые, двусоставные, нераспространённые предложения (40%);
- простые, двусоставные, распространённые прямыми дополнениями и определениями (40%);
- простые неполные предложения с опущенным сказуемым (20%).
С точки зрения используемых видов связи слов в предложении нами выделены следующие:
- словосочетание типа глагол + существительное-управление, средством осуществления связи является предлог "на" ("Раскрылись на дереве");
- словосочетание типа прилагательное + существительное-согласование, средством осуществления связи является окончание ("Яркое солнце. Маленькая птичка").
В ходе анализа работ нами было отмечено наличие большого количества речевых, грамматических и орфографических ошибок:
- пропуск членов предложения ("Птица летит [в] гнездо. Солнце ярко лучи [светит]");
- нарушение временных форм глагола, использование глаголов в начальной форме ("Птицы летать на небо. Растёт зелёный дерева [растут зелёные деревья]");
- большое количество ошибок в использовании форм согласования и управления ("Лучи светит. Новый зелёный листа.") и т.п.
С точки зрения используемых морфологических разрядов слов (частей речи) существительные составляют около 25%, прилагательные, наречия и служебные части речи - менее 15%