Изучение содержания работы по формированию грамматического строя речи. Анализ учебных программ и учебников русского языка.

Содержание практической работы по формированию грамматического строя речи определено "Программой специальной общеобразовательной школы для слабослышащих и позднооглохших детей".

По объему предлагаемого материала учебная программа по русскому языку для 1 и 2 отделения школы слабослышащих соответствует содержанию учебного курса начальной массовой общеобразовательной школы. Основным отличием программы для школы слабослышащих является ее коррекционная направленность, обеспечение формирования практических речевых навыков и развития слухового восприятия учащихся.

Задачами курса русского языка в программе школы слабослышащих являются:

- преодоление речевого недоразвития учащихся,

- практическое овладение речевыми навыками,

- практическое овладение грамматическими закономерностями языка,

- развитие навыков связной речи и т.д.

Таким образом, начальный курс русского языка в школе слабослышащих охватывает все стороны речевого развития учащихся.

Программа курса русского языка включает в себя несколько разделов:

- обучение грамоте

- чтение

- развитие речи

- формирование грамматического строя речи

- грамматика и правописание.

Эти разделы можно объединить в две группы: коррекционные и общеобразовательные. К группе коррекционных разделов относятся "Развитие речи" и "Формирование грамматического строя речи". Общеобразовательными разделами являются "Обучение грамоте", "Чтение", "Грамматика и правописание".

Предметы коррекционной группы по срокам обучения и объему материала занимают наибольшее место в программе для 2 отделения. Программное содержание этих предметов не соотносится с программами массовой школы.

Предметы общеобразовательного цикла, изучаемые одновременно с коррекционными предметами, по своему содержанию в основном соответствуют программе массовой школы и отличаются от нее лишь сроками изучения.

Задачи и тематическое содержание каждого раздела подробно раскрывается в учебной программе. Материал разделов распределен по годам обучения, в каждом из которых выделяются конкретные задачи и темы для каждой учебной четверти.

В связи с предметом нашего исследования мы подробно рассмотрим раздел программы "Формирование грамматического строя речи", сравним задачи этого раздела в 1 и 2 отделениях.

Учащиеся 1 отделения в основном владеют связной речью, но в силу своих слуховых особенностей допускают нарушения в грамматическом оформлении предложений. Поэтому задачей раздела "Формирование грамматического строя речи" является накопление и уточнение словарного запаса, практическое формирование навыков построения предложений с одновременным уточнением значений входящих в них словоформ.

Учебный материал, усвоенный на уроках формирования грамматического строя речи, учащиеся должны уметь практически использовать в своей повседневной учебной и бытовой речевой деятельности.

Учащиеся 2 отделения почти не владеют связной речью. Степень снижения слуха не позволяет им самостоятельно овладевать грамматической структурой языка. Поэтому главной задачей раздела "Формирование грамматического строя речи" во 2 отделении является практическое овладение языковыми грамматическими закономерностями и использование их в связной речи. Эта задача последовательно решается на трех уровнях:

- понимание отдельных словосочетаний, выражающих определенные значения,

- употребление их в связной речи,

- систематизация (обобщение) языковых фактов.

Таким образом, в процессе обучения у учащихся постепенно формируются грамматические обобщения, автоматизируется навык правильного использования в самостоятельной речи грамматических закономерностей.

Речевые умения, приобретенные на уроках формирования грамматического строя речи, должны автоматизироваться в повседневной учебной и внеклассной речевой практике учащихся.

Сроки овладения грамматическим строем речи соответствуют этапам обучения и решаемым задачам на каждом конкретном этапе (см. Таблицу 6).

Таблица 6: Этапы формирования грамматического строя речи:

Этапы

Задачи обучения

Классы

1

Овладение отдельными грамматическими закономерностями

1-3

2

Систематизация основных грамматических закономерностей

4-5

Перейти на страницу: 1 2 3