Изучение содержания работы по формированию грамматического строя речи. Анализ учебных программ и учебников русского языка.
В настоящее время обучение слабослышащих школьников родному языку во 2 и 3 классах строится на материале учебников русского языка, авторами которых являются Т.А.Абрамова, А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, А.Г.Котенко.
Содержание учебников состоит из двух больших, примерно одинаковых по объему разделов: "Развитие речи" и "Грамматика". В учебнике 2 класса имеется приложение в виде 22-х цветных сюжетных картин, используемых в работе по разделу "Развитие речи".
Учебный материал в разделах расположен по учебным четвертям в соответствии с программой таким образом, что позволяет учителю одни и те же грамматические закономерности и конструкции как на уроках развития речи, так на уроках формирования грамматического строя речи.
В связи с задачами нашего исследования мы более подробно рассмотрим содержание раздела "Грамматика".
Темы, изучаемые в этом разделе, включают в себя как программные грамматические понятия, так и элементы фонетики, синтаксиса и пунктуации. Например, в учебнике 2 класса представлены следующие темы: "Большая буква", "Алфавит", "Разделительный мягкий знак", "Разделительный твердый знак", "Восклицательный знак", "Вопросительный знак". Это небольшие по своему объему темы, включающие в себя 4-5 упражнений.
Грамматические понятия в учебнике 2 класса представлены в виде 7-ми основных тем, включающих в себя 12 подтем. В каждой учебной четверти учащиеся усваивают три-четыре грамматические закономерности (обобщения), которые на каждом последующем уроке постепенно усложняются и расширяются. Например, в 1 четверти 2 класса при изучении темы "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" рассматриваются предложения со словосочетаниями прилагательных с существительными в именительном падеже единственного и множественного числа. Во 2 четверти 2 класса в этой же теме изучаются предложения со словосочетаниями притяжательных прилагательных с существительными в именительном падеже. Таким образом соблюдается принцип последовательного усложнения изучаемого материала.
В каждой изучаемой теме в учебнике предлагается система тренировочных упражнений, виды и количество которых зависят от сложности конкретного грамматического понятия.
В учебнике русского языка для 3 класса в разделе "Грамматика" представлены только грамматические темы, а элементы фонетики, синтаксиса и пунктуации отсутствуют. Восемь основных тем и входящие в них восемь подтем распределены по учебным четвертям с учетом их постепенного усложнения в соответствии с учебной программой. Например, со 2 по 4 четверти 3 класса учащиеся осваивают тему "Понятие о способах выражения пространственных отношений" в виде нескольких составляющих подтем: "Предложения со словами, обозначающими место действия (с предлогом по)", "Предложения со словами, обозначающими направление и место действия (с предлогами за, перед)" и т.д
Каждая изучаемая тема содержит систему тренировочных упражнений, основная часть которых используется на уроках закрепления изученного материала.
После изучения содержания и расположения учебного материала в учебниках русского языка для 2 и 3 классов 2 отделения школы слабослышащих следующей нашей задачей является подробная характеристика предлагаемых в них групп тренировочных упражнений.