Выявление и работа с одарёнными детьми.
Выявление детей с неординарными способностями - это совместная работа школьного психолога и учителя. Существует большое количество психологических тестов для выявления различных видов одарённости:
-психомоторной
-интеллектуальной
-творческой
- в сфере общения
Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Проблемы творческого процесса широко разрабатывались в советской психологии. Большой вклад в разработку проблем способностей, одарённости, творческого мышления внесли психологи: Теплов Б.Г, Рубинштейн С.Л, Ананьев Б.Г, Крутецкий В.А, Ковалёв А.Г, Платонов К.К. Зарубежные учёные также глубоко изучали проблему творческого мышления ( Голлах, Коган и др.)
Для своего исследования я использовала батарею тестов для изучения творческого мышления кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии Университета педагогического мастерства, г Санкт – Петербурга Елены Туник ( смотри приложение). Тесты проводились как индивидуально, так и в группе ( класс). Для того чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называла занятиями. Занятия проводились в игровой форме.
Тест на творческое мышление – один из множества тестов, предложенных зарубежными и отечественными психологами:
1. Использование предметов (варианты употребления). Оценивается беглость и оригинальность.
2. Перечислить последствия гипотетической ситуации:
Вообрази, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.
3. Выражение - придумать предложение из 4 слов, в котором каждое слово начинается с заданной буквы. (В М С К)
4. Словесная ассоциация - привести как можно больше определений для общеупотребительных слов ( книга).
5. Составление изображений - нарисовать заданные объекты пользуясь определённым набором фигур ( круг, треугольник, прямоугольник, полукруг).
6. Эскизы - на рисунке приводится набор различных фигур, надо превратить это в изображение различных предметов.
7. Спрятанная форма - найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоконструированном изображении. Найти как можно больше знакомых предметов в сложном рисунке.
8. Задача со спичками - передвинув определённое количество спичек, получить заданное число квадратов, треугольников или сложить заданную фигуру.
9. Закончи начатую сказку. ( смотри приложения)
Психологом ведётся сложный подсчёт баллов за каждое задание и на этом основании можно судить о творческих способностях ребёнка.
Результаты проведенных тестов сведены в итоговую таблицу.
Было произведено сравнение между средним школьным балом, полученным в конце года и показателями творческости. Можно сделать вывод: ребенок, обладающий большим творческим потенциалом, вероятнее всего будет хорошо учиться, то есть соблюдается достаточное условие. Обратное утверждение неверно ( необходимое условие не выполняется). Хорошие показатели в учебе бывают не только у творческих детей: для достижения успешности в учебе не обязательно наличие творческого потенциала.
При разработке индивидуальной программы встаёт вопрос о выявлении детей со способностями к литературному творчеству. Учитель, вводящий ребёнка в художественное творчество, должен уметь определить, обладает ли он теми психологическими предпосылками, которые необходимы для создания художественного образа.
О готовности ребёнка к введению в художественное творчество свидетельствуют некоторые качества его игрового поведения, которые могут выступать, как своеобразные индикаторы и вполне доступны наблюдению внимательного взрослого.
Можно выделить пять качеств, важных для дальнейшего художественного развития, они возникают в процессе сюжетно-ролевой игры.
Что же это за качества ?
1.
Лёгкость принятия роли в сюжетно-ролевой игре и обращение к выразительным средствам в ролевом поведении ( мимика, пантомимика).
2.
Способность придумать, что должно случиться с игровым персонажем, т.е. способность к игровому сюжетосложению.
3.