Констатирующий эксперимент.
После проведения подготовительной работы началась экспериментальная часть исследования. Задачи констатирующего этапа исследования были следующие:
выявить уровень знаний младших школьников по данной теме;
определить особенности восприятия детьми православного зодчества.
Детям была предложена система вопросов и проведен урок по изобразительному искусству по теме: «Русские православные храмы».
Система вопросов:
Что такое Православие?
Что такое архитектура?
Что такое собор, церковь? Чем они отличаются?
Чем соборы, храмы и церкви отличаются от других архитектурных сооружений?
Чем украшены храмы внутри и снаружи?
Что делают люди в храмах. Зачем?
Какие православные храмы, церкви, соборы Санкт-Петербурга вы знаете?
Когда в Санкт-Петербурге начали строить церкви?
Какая первая церковь, ставшая впоследствии собором, была построена в нашем городе?
При каком государе она была построена?
В честь чего (кого) строились храмы, соборы, церкви?
Кто такие святые?
Каким святым посвящены петербургские храмы и почему?
Какие ты знаешь церковные православные праздники?
В каких храмах, соборах, церквях вы были?
Какой православный храм, церковь, собор нашего города вам нравится больше всего? Почему?
В каких архитектурных стилях строились храмы Санкт-Петербурга?
Каких архитекторов петербургских храмов, соборов, церквей вы можете назвать?
Какие православные храмы других русских городов вы знаете, в каких из них вы были?
Результаты анкетирования были занесены в таблицу.
Результаты констатирующего эксперимента в 44 школе.
Для определения уровня знаний и особенностей восприятия православной архитектуры были проведены анкетирование и анализ детских рисунков.
Было установлено, что дети младшего школьного возраста, на основе сложившихся у них к этому времени представлений о православной архитектуре и в результате накопленных знаний, имеют лишь частичное понятие о Православии и православном зодчестве Санкт-Петербурга.
Наибольшей схематичностью и разрозненностью отличались знания и представления детей о Православии, архитектуре, о времени начала строительства церквей и храмов в нашем городе, о православном зодчестве других русских городов.
Наиболее точными оказались следующие ответы: «Православие - это вера в бога», но были и не верные ответы типа: «Православие - это церковный праздник». Архитектуру дети часто определяли как скульптуру или картины, лишь некоторые написали, что «архитектура - это строительство домов». Многие считают, что строительство храмов в нашем городе началось в 19 или 20 веках, а двое учеников - до правления Петра 1, некоторые просто поставили прочерк. Лишь три ребенка назвали православные церкви других городов: Кремль, Смольный собор в Москве, «московский храм» и «церковь в Галиче».
Дети ничего не могли сказать об архитекторах и архитектурных стилях петербургских храмов, соборов и церквей.
Только половина ребят смогли написать, что такое храм и церковь (однако, их различие правильно не указал никто), и какая первая церковь была построена в Санкт-Петербурге. Храмы и церкви ребята в основном охарактеризовали так: «Церковь - это место, где проходят богослужения и молятся (крестят детей)». Трое учащихся уверены, что первым собором нашего города был Исаакиевский, а двое - что это была церковь Спас-на-Крови.