Констатирующий эксперимент.
Параллельно с данным исследованием было проведено аналогичное во 2 «В» классе в 557 средней школы Невского района. Ученикам была предложена та же система вопросов (стр. 53). Результаты эксперимента были занесены в таблицу. Результаты констатирующего эксперимента в 557 школе.
У детей отсутствует представление о том, что такое Православие, а на вопрос о том, что такое архитектура, дали правильный, но не полный ответ: «…это искусство» лишь 2 ребенка, тогда как показатель по этому вопросу в 44 школе был в 3 раза выше. Учащиеся не знают, когда в нашем городе началось православное строительство (при каком государе знают только 50%), какие архитекторы строили наши церкви и храмы и в каких они были стилях построены. Православные церкви других городов не знает никто.
Лишь 14% назвали храмы Петербурга, которые они знают: Петропавловский и Исаакиевский соборы, и 14% - в которых они были: Петропавловский собор и «церковь в Рыбацком», но никто не указал, какой храм нравится больше всего и почему. А в 44 школе 89% смогли назвать петербургские храмы и церкви, 58% написали, в которых из них они были и 68% - какие нравятся больше всего.
Представление о назначении храмов и церквей, об их убранстве и об их отличиях от других сооружений имеют около 40% класса, тогда как в 44 школе - около70%.
О святых имеют представление, но очень нечеткое, половина детей, однако никто не смог назвать святых, в честь которых строились церкви в нашем городе. Православные праздники (в основном Пасху и Рождество) знают 43%, а в 44 школе - 79%.
Если распределить учащихся 557 школы по трем группам, так же, как и учащихся 44 школы, то во 2 группу вошли бы только 43% учеников, а остальные - в 3 группу.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в школе, где отсутствует система работы по ознакомлению учащихся с историей города и его православными храмами и церквями, показатели знаний детей о нашем городе и о его православной архитектуре намного ниже, чем в школе, где эта работа ведется.
Если распределить учащихся 557 школы по трем группам, так же, как и учащихся 44 школы, то во 2 группу вошли бы только 43% учеников, а остальные - в 3 группу.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в школе, где отсутствует система работы по ознакомлению учащихся с историей города и его православными храмами и церквями, показатели знаний детей о нашем городе и о его православной архитектуре намного ниже, чем в школе, где эта работа ведется.
В заключение проделанной работы можно сделать некоторые
выводы по выполненному объему.
1. В ходе констатирующего эксперимента был выявлен объем знаний младших школьников (2 класса) о Православии, особенностях православной архитектуры, о храмах, соборах, церквях нашего города и истории их возникновения.
В результате анализа ответов школьников на предложенные вопросы было выявлено, что в школе, работающей по традиционной методике, уровень знаний детей по данной теме оказался намного ниже, чем в экспериментальной школе. Большая часть учащихся 2 класса 557 школы не ответили на вопросы об особенностях православной архитектуры, они не воспринимают архитектуру как вид искусства. Дети не знали названия соборов и церквей Санкт-Петербурга, а так же не могли сказать, в честь кого они построены. Так как эксперимент был сравнительный, то можно сказать о том, что во 2 классе 44 школы, где ведется систематическая работа по ознакомлению учеников с историей города, дети успешнее справились с заданием, лучше ответили на вопросы. У них больший объем знаний о православной архитектуре, о соборах и церквях нашего города.