Констатирующий эксперимент.
2.Так же были определены особенности восприятия детьми православного зодчества. Детям был показан ряд зданий, среди которых были православные сооружения Петербурга (Исаакиевский, Казанский, Троицкий, Преображенский, Никольский соборы и Спас-на-Крови), и было дано задание отличить храмы и соборы от других архитектурных построек. Учащиеся обеих школ успешно справились с заданием устно, но написать, чем они отличаются, смогли лишь немногие.
На основании анализа исследований Выготского Л.С., Лихачева Б.Т., Герасимова С.А. и Кушаева Н.А., которые в своих научных трудах рассматривали проблему восприятия искусства младшими школьниками, а так же на основании анализа результатов проведенного констатирующего эксперимента можно утверждать, что детям обеих школ присуще чрезмерная наглядность восприятия, диффузность и фрагментарность построения образа. Так же у детей маленький запас знаний и образов, и редко присутствует собственное отношение к образу собора или церкви.
При сравнении результатов эксперимента в разных школах, выяснилось, что в 44 школе, где детей целенаправленно учат восприятию архитектуры, ученики более полно и точно давали ответы на вопросы, связанные с восприятием православных памятников. Так о внешнем и внутреннем убранстве церквей в 44 школе представление имеют около 70% учащихся, а в 557 - лишь около 40%.
Проанализировав ответы детей и их рисунки, можно выделить некоторые особенности восприятия интерьера и экстерьера православных церквей младшими школьниками. В основном, дети считают, что внутри храмы украшены иконами, золотом и мозаикой, а снаружи - куполами с крестами.
Ответы на вопросы, направленные на выявление нравственной стороны восприятия, показали, что дети воспринимают храмы и церкви как места, где люди молятся и совершают богослужения.
Таким образом, исходя из сравнительного анализа результатов констатирующего этапа исследования, можно сделать
общий вывод: с младшими школьниками необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по приобщению их к ценностям православного зодчества нашего города, по развитию их нравственных качеств, эстетического восприятия архитектуры и по культурному развитию в целом.
1 Система эстетического воспитания школьников. Под ред. С.А.Герасимова. М., 1983 г. Стр.12.
2 Там же. Стр. 13.
3 Там же. Стр. 13.
4 Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1989 г.
5 Б.Т. Лихачев. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985 г. Стр. 35.
1 Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л, 1985 г.
2 Там же. Стр. 17.
1 Там же. Стр. 21.
2 Там же. Стр. 21.
3 Там же. Стр. 29.
1 Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964 г. Стр. 104.
1 Мир профессий - том «Человек - человек». Под редакцией Р.Д. Кавериновой, Л.М. Зюбина. М., 86 год. Статья Л.А. Балакирева « Учитель начальных классов». Стр. 24.
1 И.П. Раченко. НОТ учителя. М., 1989 год. Стр. 149.
1 Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. М., 1974 год. Стр. 85.
1 Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967 год. Стр. 46.
1 Словарь русского языка. Составил С.И. Ожегов. М., 1952 г.