Сопоставление методики опережающего обучения с методикой обучения по комплексной программе, при формировании у учащихся навыков игры в волейбол на период обучения с 5-8 класс.
Опережающее обучение волейболу в 6 классе.
В комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы, изучение волейболу на уроках предусмотрено с 5 по 11 классы. Знакомить детей с элементами волейбола следует начинать в начальных классов путем адаптации материала подвижных игр. В 5-м классе школьники осваивают волейбол соответственно комплексной программе, изучают стойки, виды перемещений, передачу мяча сверху и снизу двумя руками, применяя и учебную игру, включая упражнения передачи мяча в парах через сетку. Опережение в освоении учебного материала по волейболу начинается в основном с 6-го класса. Поясним по каким методическим соображениям это произошло. Так, начиная с 5-го класса предусмотрена учебная игра, а ученики не изучили еще введение мяча в игру. Здесь учтен этот разрыв, поэтому в 6-м классе изучает нижнюю и боковую подачи. Другой пример: подача мяча (нижняя прямая) по комплексной изучается с 6-го класса, а прием мяча только в 8-м классе, чтобы отмеченный несогласованности в распределении учебного материала не выхолащивали живой дух волейбола, эмоциональные игры, следует включать в 6-м классе изучение приема мяча с подачи. Теперь проведение уроков физической культуры игровой направленности позволяет на практике осуществлять идеи опережающего обучения. Таким образом, учебный материал рассчитанный комплексной программой на 7 лет. Ученики при опережающем обучении изучают и закрепляют за 4 года, учась в 5-8-х классах, а затем в 9-11-х классах в основном совершенствуют навыки в игровых формах. Теперь в 6-м классе ученики овладевают следующими техническими элементами и приемами волейбола: чередование способов перемещения (боком, лицом вперед), передача мяча сверху двумя руками на месте после перемещения, прием мяча снизу двумя руками на месте после перемещения, нижней боковой подачей, нижней прямой подачей, приемом мяча с подачей. В уроки волейбола включены так же подвижные игры и эстафеты с элементами этой спортивной игры, учебные игры. Игровая направленность уроков физической культуры не означает отказа от других разделов учебной программы. Программный материал для 6-го класса состоит из таких разделов, кроссовая подготовка, легкая атлетик, гимнастика, акробатика, контрольные упражнения по ОФП. На изучение игрового материала отводится 65-70% общего объема учебного времени, материалы других разделов занимают 30-35%. Такое соотношение, как показал опыт, позволит ученикам успешно подготовиться к выполнению нормативов по физической подготовке.
Чередование способов обучения.
Основными средствами при обучении данному техническому приему являются разновидности бега и подвижные игры. На уроках постоянно уделяют внимание совершенствования рациональных исходных положений, а также способов перемещения до занятия исходного положения (стойки готовности): бег с изменением направления в ответ на зрительные сигналы, бег в сочетании с выполнением других действий (круговые движения руками, перебрасывание мяча из одной руки в другую, броски мяча из-за спины вперед по ходу движения), бег в максимальном темпе на отрезке 8-15 метров с изменением направления.
«Пятнашки». Игра в пределах волейбольной площадки. Играющий перемещается находясь в стойке готовности.
«Пустое место». Играющие образуют круг. Водящий, бегая по кругу, неожиданно садит одного из играющих, сам продолжая бег, осаленный игрок бежит в противоположном направлении. Каждый из бегущих старается быстрее оббежать круг и первым занять пустое место. Опоздавший становится водящим и игра продолжается.
Передача мяча сверху двумя руками, прием мяча снизу.
Данный технический прием изучается в 5-м классе, поэтому на первых уроках волейбола в 6-м классе идет повторение техники передачи мяча сверху двумя руками на месте. Затем начинают изучение, закрепление и совершенствование техники передачи мяча после перемещения. В ходе обучения следует обратить внимание учащихся на быстроту, четкость и своевременность выхода к мячу. Совершенствованию данного приема на уроке способствуют игровые упражнения, подвижные игры.
«Точно водящему».
Учащиеся стоят по кругу, в середине которого 1-3 водящих с мячами. Они поочередно набрасывают мяч игрокам, перемещающимся по кругу приставными шагами. В момент получения мяча необходимо остановиться, выполняя передачу мяча сверху двумя руками, точно передать мяч водящему.
«Свеча». На площадке наносят круг диаметром два метра, в центре его мяч. Игроки, расположившись в колонну по одному, по очереди входит в круг и выполняют 10 передач мяча сверху руками над собой. Каждую передачу выполняют на высоту не менее 3-х метров. За недостаточную высоту передачи мяча, за выход из круга игроки наказываются штрафным очком. Побеждает игрок у которого меньше штрафных очков.
«Эстафета парами». Игроки двух команд располагаются парами и выстраиваются перед линией старта. В руках у игроков первой пары мяч. По сигналу они начинают движение вперед, делая друг другу передачи, пересекают линию финиша и, переставая передавать мяч друг другу, возвращаются обратно к своей колонне. Эстафету принимает вторая пара. Падение мяча на землю, а также ошибки при передачах учитываются и влияют на успех команды.