Сопоставление методики опережающего обучения с методикой обучения по комплексной программе, при формировании у учащихся навыков игры в волейбол на период обучения с 5-8 класс.
4. Упражнение, аналогичное вышеприведенному, с тем же расположением занимающихся. В зонах площадки, куда направляется подача, кладутся маты, нападающие мишени, или же зона очерчивается мелом. Выполняется подача по цели, и после отскока мяча от пола игрок ловит его, передает направляющему в колонне, а сам уходит в конец колонны. За попадание в цель команда получает одно очко. Победителем становится та из команд, которая закончила эстафету первой.
5. Подача мяча после выполнения определенного упражнения. Например сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
6. Над верхним краем сетки на высоте 1,5 метра натянут шнур. Подача мяча между верхним краем сетки и шнуром по определенным зонам.
Верхняя прямая подача.
Для изучения и совершенствования верхней прямой подачи предлагаем следующие игры и упражнения:
1. Выполнение верхней прямой подачи в стену.
2. Подача мяча через сетку с расстояния 3-х метров от нее. Ученики попарно располагаются по обе стороны сетки напротив друг друга. Один подает другой ловит, или принимает мяч и, в свою очередь, выполняет подачу.
3. Выполнение подучи по зонам.
4. На двух половинах площадки располагается по 6 игроков. Прием подачи осуществляется игроками одной половины площадки. После 5-6 удачных приемов выполняется переход игроков на один номер. Упражнение можно проводить в виде соревнования между нападающими и принимающими.
5. Волейбол с надувным шаром.
6. Волейбол с двумя мячами. Игра идет по всем правилам волейбола. Ошибкой считается если мяч попал в сетку, или вышел за пределы площадки. После каждой ошибки звучит судейский свисток и объявляется счет.
Опережающее обучение в 8-м классе.
Проведение уроков физической культуры игровой направленности позволяет на практике осуществлять идею опережающего обучения.
В разделе «волейбол» в 8-м классе с опережающим освоением изучаются, закрепляются и совершенствуются такие элементы:
Ø передача мяча сверху двумя руками;
Ø передача мяча снизу;
Ø прием мяча, отскочившего от сетки;
Ø прием подачи и первая передача к сетке в зону 3;
Ø примой нападающий удар;
Ø блокирование нападающего удара;
Ø верхняя прямая подача;
Ø игры и эстафеты с элементами волейбола;
Ø учебная двусторонняя игра.
Теперь рассмотрим учебный материал раздела «волейбол», не останавливаясь на уже изученных и всем известных технических приемах.
Передача мяча сверху двумя руками.
Этот технический прием к 8-му классу был изучен и хорошо закреплен в 6-7 классах. Поэтому его можно использовать в вводной части урока при разминке с мячами, а так же в упражнениях с перемещениями и в сложно координированных действиях.
Примерные упражнения для совершенствования:
1. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке. Два игрока стоят друг за другом на боковой линии, третий – на противоположной боковой линии. Передачи мяча сверху начинают с той стороны начинают с той стороны, где находятся два игрока. После выполнения передачи пасующий игрок сразу же перемещается вслед за мячом и становится за партнером, которому была адресована передача, пока каждый не сделает определенной число передач.
2. Передача одного или двух мячей сверху в четверках, пятерках одновременно по кругу.
3. Передача сверху одного или двух мячей по диагонали в парах.
4. Передача мяча сверху в шеренгах. Учащиеся располагаются на волейбольной площадке по зонам и играют в парах, например игрок зоны 1 взаимодействует с игроком зоны 3, игрок зоны 6 – с игроком зоны 4, зоны 5 – с игроком зоны 2.
Передача мяча сверху, стоя лицом к цели.
Данный прием (по программе осваивается в 9-м классе) является разновидностью передачи мяча сверху вперед для следующего затем нападающего удара, но в тоже время он отличается от него. При подаче назад игрок перемещается под мяч таким образом, чтобы касание его произошло прямо над головой. Руки в этот момент выпрямляются вверх – назад, туловище прогибается, масса тела переносится на сзади стоящую ногу.
Примерные упражнения для изучения:
1. В парах стоя спиной друг к другу на расстоянии 2-4 метра. Игроки поочередно с собственно подбрасывания выполняют передачу мяча двумя руками назад за голову адресуя мяч партнеру.
2. В тройках, располагаясь на одной линии на расстоянии 2-3 метра друг от друга. Первый крайний игрок передачей сверху набрасывает мяч среднему, который, в свою очередь, передает его назад за голову другому своему партнеру, после чего тот возвращает мяч длиной передачей мяча вперед крайнему игроку.
3. Тоже, что упражнение 2, но средний игрок, приняв мяч от крайнего не выполняет передачу назад за голову третьему игроку, поворачивается кругом, получает мяч от третьего игрока и затем, передачей назад за голову возвращает его первому крайнему.
4. Учащиеся располагаются в колоннах по одному в зоне 6 3 и 2. Передачей сверху из зоны 6 мяч направлять в зону 3, а оттуда передачей за голову в зону 2 и затем вновь в зону 6, адресуя его второму игроку в колонне, вышедшему на смену первому, который после выполнения своих действий уходит в конец колонны.