Сопоставление методики опережающего обучения с методикой обучения по комплексной программе, при формировании у учащихся навыков игры в волейбол на период обучения с 5-8 класс.
«Сумей принять». Игроки в парах располагаются на боковых линиях волейбольной площадки напротив друг друга. По команде игроки одной команды стремятся принять мяч и отправить его в обратном направлении. Другая команда выполняет подачи, каждый по 10. Затем игроки меняются ролями. В каждой паре побеждает тот, кто большее количество раз принял мяч без ошибок.
«Кто лучший?». Трое игроков располагаются на задней линии в зонах 5, 6 и 1. Каждый из них принимает по 10 мячей. За прием начисляют очки. После приема 10 мячей игроки меняются местами. Побеждает игрок, набравший большее количество очков.
Особое место на уроках занимают подвижные игры и игровые упражнения с элементами волейбола, помогающие совершенствовать как индивидуальные, так и групповые взаимодействия игроков. Использование разнообразных игр и эстафет позволяет добиться от учеников хорошего технического использования элементов волейбола и ясного понимания тактической сути этой спортивной игры. Несколько слов об учебной игре в 6-м классе. Как правило, учебные игры следует проводить после того, как учащиеся освоят передачи двумя руками снизу и сверху. Вначале мяч вводят в игру верхней передачей из-за линии нападения. Первые передачи направляют в зону три, из зоны 3 мяч посылают в ту зону, к которой передающий обращен в данный момент лицом. После этого мяч переправляется через сетку.
С овладением техникой нижней прямой подачи и приемом мяча снизу двумя руками учебную игру проводят с использованием этих приемов. Для того, чтобы проверить степень овладения техники приема мяча с подачей следует на волейбольной площадке установить не сложное приспособление: на расстоянии 1,5 метров от сетки на высоте 3 метра натяните ленту. Теперь займите место в зоне 6. Приняв с подачи мяч, направьте его через ленту в зону 3 или 2. Контрольный норматив для 6-го класса: сделать две точные передачи из 5 попыток.
Обучение техническим приемам волейбола на уроках физической культуры следует проводить в следующем порядке:
Ø подготовительные упражнения, с помощью которых происходит развитие специальных физических качеств, а также органов и систем, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого приема;
Ø подводящие упражнения, которые служат для владения техникой приема в целом или его отдельных элементов;
Ø упражнения по технике, благодаря которым происходит соединение частей технического приема в целостный двигательный акт;
Ø совершенствование технического приема в учебной игре.
Обозначенная последовательность обучения достигается благодаря продуманному подбору упражнения и системе специальных занятий, которые ставят перед учениками в игре.
Немаловажное значение при изучении и закреплении технических приемов волейбола, совершенствование навыков игры, а также развитие физических качеств имеют использование различных приспособлений, инвентарь и специальное оборудование.
Опережающее обучение волейболу в 7 классе. Раздел «Волейбол» в 7-м классе включает в себя изучение следующих учебных тем: сочетание различных способов перемещения и передачи мяча сверху двумя руками и приемам снизу двумя руками во встречных колоннах вдоль сетки и через сетку:
Ø передача мяча в прыжке через сетку;
Ø прием подачи;
Ø нижняя прямая передача в левую и правую часть площадки;
Ø верхняя прямая подача;
Ø игры и эстафеты с элементами волейбола;
Ø учебная игра.
Рассмотрим учебный материал раздела «волейбол» не останавливаясь подробно на описании всем известных технических приемах. Комплексной программой данная учебная тема определена для прохождения в 9-м классе. Опережение в освоении волейбола позволит семиклассникам с успехом освоить сочетание различных перемещений с передачей мяча сверху и приемам снизу, закрепить способность чередования способов перемещения по волейбольной площадке. В ходе уроков необходимо постоянно закреплять перемещение с выходом на игровую позицию для выполнения какого-либо технического приема.
Передача мяча сверху во встречных колоннах вдоль сетки и через сетку.
После того как учащиеся овладеют передачей мяча во встречных колоннах, упражняясь на одной половине площадки, следует переходить к совершенствованию этой передачи в упражнениях около сетки и через сетку. При этом нужно стремиться, чтобы занимающиеся, располагались во встречных колоннах около сетки, направляли мяч строго в направлении сетки в 50-60 сантиметрах от нее. Необходимо добиться, чтобы играющие точно адресовали верхнюю передачу своим партнерам в своих колоннах. При партнерам необходимо акцентироваться на своевременным выходе под летящий мяч и сохраняли в момент передачи устойчивое положение.
Для закрепления навыков передачи мяча сверху во встречных колоннах вдоль сетки рекомендуется использовать следующие примерный упражнения:
1. Учащиеся располагаются на обеих сторонах площадки во встречных колоннах по 5–6 человек на расстоянии 1 метр от сетки. Впереди стоящий ученик одной из колонн выполняет передачу мяча сверху двумя руками направляющему игроку встречной колонны, а сам уход в конец своей колонны. Направляющий второй колонны в свою очередь выполняет передачу второму игроку встречной колонны и так далее.