Основные системы и подсистемы образования.
Во введении данной работы подчеркивалась мысль об огромном значении образования в процессе становления личности человека современного общества.
Рассмотрим систему образования, обучение и воспитание с позиций системного подхода. Все эти системы рассматриваются в их единстве и целостности.
Наука, которая изучает закономерности системы обучения, получила название дидактики. Подсистемами науки дидактики являются образование и обучение. Проанализируем их.
Представим психолого-педагогический аспект содержания образования. Образование в дидактике рассмотрено с позиции его содержания. Система образования – это педагогическая модель социальной культуры. Охарактеризуем его как систему. Согласно тому, что образующими характеристиками всякой системы являются состав, структура и функционирование, выделим в системе образования (СО) ее состав, структуру и функционирование. Для рассмотрения состава СО воспользуемся схемой, предложенной И.Л.Терским.
|
|
Знания (1) – это информация о природе, обществе и законах человеческого мышления, накопленного человечеством. Поступательное развитие общества невозможно обеспечить без усвоения опыта предшествующих поколений .
В дидактике дано определение усвоению – это процесс превращения СО в достояние личности. А этот процесс превращения может быть репродуктивным (2) и творческим (3). Рассмотрим понятие “достояние личности”. Из психологии обучения и науки дидактики известно, что информация может храниться в сознании человека в так называемых сохраняемых моделях,которые получили название уровней усвоения. Психологи выделили 3 сохраняемых модели мыслительной деятельности и для удобства оперирования обозначили их: 1 уу, 2 уу, 3 уу.
1 уу – простое воспроизведение знаний.
2 уу – воспроизведение знаний по образцу, шаблону в сходной ситуации.
3 уу – творческое воспроизведение знаний в нестандартной ситуации.
Модель 1 и 2 уровней усвоения требует репродук-тивного способа их достижения, а 3 уу – творческого. Уровни усвоения принимаются за рабочие цели интеллектуального развития личности. Их достижение осуществляется адекватными технологиями.
Рассмотрим четвертый компонент состава СО, названный опытом отношений. “Дидактика средней школы”утверждает, что всякая информация не может быть воспринята без положительного или отрицательного отношения к ней. А отношение к себе, обществу, человеческому мышлению выражается в соответствии с нравственными категориями добра и зла.
Взаимосвязь элементов СО выражается целями.В педагогике цели делятся на образовательные (ОЦ), воспитательные (ВЦ) и развивающие (РЦ). Если образовательные цели, обеспечивая интеллектуальное развитие личности, входят во второй и третий компонент состава СО, то воспитательная цель является системообразующей характеристикой четвертого элемента состава СО, т.е. опыта отношений.
Опираясь на утверждению о том, что обучение, воспитание и развитие тесно взаимосвязаны, можно проследить взаимосвязь целей обучения, воспитания и развития.
Реализуя ОЦ , педагог прогнозирует развитие памяти
(1 уу ), мышления на уровне применения образца в сходной ситуации (2 уу) , творческое мышление (3 уу). ВЦ позволяют развивать духовно–нравственную сферу, установку, мотивы, убеждения, идеалы.
Перейдем к рассмотрению обучения, как системы. Обучение можно определить, как взаимодействие двух систем – системы преподавания и системы учения. Соответственно учитель представляет систему преподавания, а ученик – систему учения. Развитие любой системы фиксируется, как свидетельствует наука, в том случае, когда система переходит в новое качественное состояние. Такая ситуация наблюдается и в обучении: являясь субъектом преподавания, учитель должен перевести эту систему в новое качественное состояние, т.е. в учение, где субъектом системы становится ученик. Это значит, что учитель должен передать ученику цели и адекватные средства их достижения при взаимодействии систем преподавания и учения.