Введение
Проблема роли научно-популярной литературы в изучении предметов естественнонаучного цикла и методика работы с такой литературой рассматривалась в трудах Б.Е. Райкова, К.П. Ягодовского, Н.М. Верзилина, НА. Рыкова, Д.И. Трайтака, А.П. Медовой, А.Е. Бибик и др. методистов. А.И. Калугиным в 1986 г. выполнено исследование на тему: «Методика активизации внеклассного чтения в процессе обучения ботанике и зоологии» на уровне кандидатской диссертации. В 1968 г. аналогичное исследование выполнено по анатомии, физиологии и гигиене человека О.П. Гринювене. В 1953 г. Е.Я. Пастух провела исследование по методике внеклассного чтения в связи с изучением ботаники и зоологии в 5-7 классах. В 1954 г. И.С. Матрусов исследовал данную проблему применительно к географии СССР 7 класса. Н.А.Быкова в своей диссертации рассмотрела общие вопросы методики работы с научно-популярной литературой в средней школе. Но если в работе А.И. Калугина поставлен вопрос о возбуждении интереса школьников (возраст детей примерно 10-13 лет) к внеклассному чтению, как один и далеко не ведущий прием приобщения детей к научно-популярной литературе, то О.П. Гринювене и Е.Я. Пастух, И.С. Матрусов, Н.А. Быкова этого вопроса не касаются совсем. Данным замечанием мы ни в коей мере не ставим под сомнение исследования А.И. Калугина, О.П. Гринювене, Е.Я. Пастух. Уровень этих исследований, с нашей точки зрения, достаточно высокий. Отбор методических приемов в них выполнен с учетом возраста, уровня подготовки учащихся и социального заказа общества школе того времени. В самом деле, начинать формировать интерес к чтению научно-популярной литературы у 14-15 летних школьников (исследование О.П. Гринювене) уже поздно.
Вместе с тем, направленного исследования по методике формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярных книг о природе, которое бы рассматривало этот интерес и деятельность, вызванную этим интересом, как качественную характеристику личности, не проводилось. Данный вывод побудил нас обратить внимание на исследования, в которых рассматриваются проблемы формирования у младших школьников интереса к изучению природоведения.
Н.А. Погорелова ( ), исследуя процесс развития любознательности у младших школьников, за основу берет лишь содержание обязательного учебного предмета, его структуру и организацию учебного процесса во 2 классе (1-3). Вопрос о развитии любознательности на основе работы с научно-популярной литературой о природе в диссертации не рассматривался.
Д.М. Китежева ( ) рассматривает один из путей развития интереса к изучению природы - использование на уроках природоведения художественных произведений, прочитанных на уроках чтения. Вопрос о развитии интереса к чтению научно-популярной литературы о природе не входил в задачу данного исследования.
В методических рекомендациях и фундаментальных методиках природоведения имеются лишь указания на возможность использования научно-популярной литературы в процессе преподавания природоведения. Наиболее распространенным приемом привлечения ребенка к работе с научно-популярной литературой используется прямое указание прочитать ту или иную книгу.
Мы провели также анализ статей журнала «Начальная школа», начиная с 1990 г.: исследуемой нами проблеме в журнале за эти годы практически не уделено внимания.