Введение
Изучение практики преподавания природоведения в школах г. Ельца и Задонского района Липецкой области показало, что научно-популярная литература при изучении используется. Она мало связана с учебным процессом, направленной работы по формированию у детей интереса к чтению научно-популярной литературы о природе практически не проводится. Таким образом, выявленное противоречие между потребностью школьной практики в методике приобщения младших школьников к чтению научно-популярной литературы о природе и научной неразработанностью такой методики свидетельствует об актуальности данной проблемы, что и обусловило выбор темы, определение цели, объекта и предмета исследования.
Для достижения более глубокой разработки темы мы ограничили наше исследование рассмотрением методики формирования интереса к чтению научно-популярной литературы о природе в связи с изучением классического курса природоведения З.А. Клепининой в массовой общеобразовательной школе. Однако наше исследование окажется полезным и при изучении других вариативных природоведческих курсов.
Цель исследования: заключается в разработке теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики формирования интереса у младших школьников к чтению научно-популярной литературы о природе.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс, ориентированный на развитие личности младшего школьника.
Предмет исследования - комплекс методических средств, взаимодействие которых обеспечивает формирование у детей интереса к чтению научно-популярной литературы о природе.
Гипотеза исследования: - интерес к чтению научно-популярной литературы о природе как личностное качество младшего школьника будет успешно развиваться, если:
1) разработать систему методических приемов, которые создают в учебном процессе ситуации противоречия, требующие от ребенка поиска выхода из этого противоречия в научно-популярной литературе;
2) соотнести эти приемы с общеизвестной классической методикой преподавания природоведения.
Цель исследования и его гипотеза определили следующие задачи:
1) изучить в ретроспективе теорию и практику использования в учебном процессе научно-популярной литературы о природе на начальном этапе обучения, выявив основные тенденции, положительные направления и нерешенные вопросы данной проблемы;
2) изучить по литературным источникам психофизиологические особенности учащихся младшего школьного возраста и на этой основе выявить возможности формирования у них интереса к чтению научно-популярной литературы о природе.
3) определить методические условия формирования у детей такого интереса;
4) ориентируясь на классическую методику природоведения, разработать методические рекомендации, направленные на развитие у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе;
Методологической основой нашего исследования является диалектико-материалистическая теория познания, указывающая подход к изучению и объяснению явлений действительности, дающая представление об объективных закономерностях развития познавательной деятельности человека; концепции учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов), активизации учения школьников (Т.И. Шамова), познавательного интереса в учебной деятельности (Г.И. Щукина); дидактическая концепция деятельностного и гуманистического подходов в обучении.