Введение

Изучение практики преподавания природоведения в школах г. Ельца и За­донского района Липецкой области показало, что на­учно-популярная литература при изучении используется. Она мало связана с учебным процессом, направленной работы по формированию у детей интереса к чтению научно-популярной литературы о природе практиче­ски не проводится. Таким образом, выявленное противоречие между потребно­стью школьной практики в методике приобщения младших школьников к чте­нию научно-популярной литературы о природе и научной неразработанностью такой методики свидетельствует об актуальности данной проблемы, что и обу­словило выбор темы, определение цели, объекта и предмета исследования.

Для достижения более глубокой разработки темы мы ограничили наше ис­следование рассмотрением методики формирования интереса к чтению научно-популярной литературы о природе в связи с изучением классического курса природоведения З.А. Клепининой в массовой общеобразовательной школе. Од­нако наше исследование окажется полезным и при изучении других вариативных природоведческих курсов.

Цель исследования: заключается в разработке теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики формирования интере­са у младших школьников к чтению научно-популярной литературы о при­роде.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс, ориентированный на развитие личности младшего школьника.

Предмет исследования - комплекс методических средств, взаимодействие которых обеспечивает формирование у детей интереса к чтению научно-попу­лярной литературы о природе.

Гипотеза исследования: - интерес к чтению научно-популярной литерату­ры о природе как личностное качество младшего школьника будет успешно развиваться, если:

1) разработать систему методических приемов, которые создают в учебном процессе ситуации противоречия, требующие от ребенка поиска выхода из это­го противоречия в научно-популярной литературе;

2) соотнести эти приемы с общеизвестной классической методикой препо­давания природоведения.

Цель исследования и его гипотеза определили следующие задачи:

1) изучить в ретроспективе теорию и практику использования в учебном процессе научно-популярной литературы о природе на начальном этапе обуче­ния, выявив основные тенденции, положительные направления и нерешенные вопросы данной проблемы;

2) изучить по литературным источникам психофизиологические особенности учащихся младшего школьного возраста и на этой основе выявить возможности формирования у них интереса к чтению научно-популярной литературы о природе.

3) определить методические условия формирования у детей такого интереса;

4) ориентируясь на классическую методику природоведения, разработать методические рекомендации, направленные на развитие у младших школьников интереса к чтению научно-популярной лите­ратуры о природе;

Методологической основой нашего исследования является диалектико-материалистическая теория познания, указывающая подход к изучению и объ­яснению явлений действительности, дающая представление об объективных за­кономерностях развития познавательной деятельности человека; концепции учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов), активизации учения школьников (Т.И. Шамова), познавательного интереса в учебной деятельности (Г.И. Щукина); дидактическая концепция деятельностного и гуманистического подходов в обучении.

Перейти на страницу: 1 2 3 4